Елена Мизулина готова взяться за реформу уголовного процесса

Главной проблемой остается следствие
Лишение прокуратуры надзорных полномочий также не лучшим образом сказалось на качестве предварительного расследования, доказывал начальник правового управления Генпрокуратуры
Лишение прокуратуры надзорных полномочий также не лучшим образом сказалось на качестве предварительного расследования, доказывал начальник правового управления Генпрокуратуры / С. Портер / Ведомости

Со дня принятия действующего Уголовно-процессуального кодекса (УПК), давшего старт реформе уголовного правосудия, прошло 15 лет, но от обвинительного уклона российским судам за это время избавиться не удалось. К такому выводу пришли участники посвященных юбилею парламентских слушаний, проведенных во вторник комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству. Если в 2002 г. доля оправданных составляла 1% от общего числа подсудимых, то к 2015 г. даже эта скромная цифра снизилась вдвое до 0,5%. Есть все основания задуматься о продолжении реформы, об этом говорится в итоговых рекомендациях слушаний.

До последнего времени попытки реформировать уголовный процесс не поощрялись, дала понять сенатор Елена Мизулина. В свое время она возглавляла межведомственную рабочую группу, готовившую проект УПК. «Год назад мне сказали, что не надо готовить поправки в процессуальное законодательство, этим занимаются президент и правительство, – призналась она, – но недавно я убедилась, что это не так». Открытое и публичное обсуждение таких поправок давно назрело, считает сенатор.

Главной проблемой российского уголовного процесса остаются досудебные стадии: их судебная реформа практически не коснулась, считает советник Конституционного суда Константин Смирнов. Между тем именно предварительное расследование определяет перспективу уголовного процесса, уверен он: до суда доходит менее 10% от количества зарегистрированных сообщений о преступлениях, до обвинительного приговора – около 6%. Обсуждаются разные сценарии реформы предварительного следствия – например, разделение следователей и оперативников по различным ведомствам (предыдущие аналогичные попытки привели к тому, что следователь практически превратился в старшего оперативника) либо введение института судебных следователей.

Лишение прокуратуры надзорных полномочий также не лучшим образом сказалось на качестве предварительного расследования, доказывал начальник правового управления Генпрокуратуры Владимир Макаров. В Генпрокуратуре хотят вернуть себе право прекращать уголовное преследование хотя бы по делам о малозначительных преступлениях, и такой законопроект в ведомстве уже подготовлен.

В Госдуме пока не видят острой необходимости в реформе УПК – гораздо более актуален вопрос о разработке нового Уголовного кодекса (УК), говорит зампред комитета по госстроительству и законодательству Рафаэль Марданшин. Действующий УК фактически превратился в лоскутное одеяло, каждый месяц к нему принимают по 5–10 поправок. Новый УПК, считает депутат, имеет смысл готовить либо после реформы УК, либо параллельно с ней.