Что делать с одномандатниками-победителями
В Госдуме могут появиться независимые депутатские объединенияС приходом одномандатников точно нужно пересматривать регламент Госдумы и закон о статусе депутата, считает председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин («Единая Россия»). Сформируется из них депутатское объединение или проще попросить одномандатников вступать во фракции, Плигин предсказывать не берется.
Беспартийных попытаются устроить в «Единую Россию», ей нужно большинство и невыгодно объединение одномандатников, считает Александр Бурков («Справедливая Россия»). Сейчас в Госдуме прорабатывается этот вопрос, ждут сигнала сверху, но, вероятнее всего, никакого объединения не будет – таких людей будет очень мало, уверен собеседник в аппарате Госдумы. Ради 10 человек нужно придумывать посты, продолжает он, потребуются дополнительные ресурсы, легче просто приписать их к фракциям.
«Когда палата изберется, тогда и решит, как работать с такими людьми, – беспартийных одномандатников тоже надо спросить, – считает член думского комитета по регламенту Александр Курдюмов (ЛДПР). – Одномандатники могут создать депутатские объединения по опыту прошлых созывов, у нас полная демократия, но нужно продумать, какие полномочия у них будут и сколько депутатов нужно для объединения».
Чтобы повысить управляемость Думы, единороссы постараются максимально организовать беспартийных новичков, говорит руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. Но найдутся люди, которые не захотят вступать во фракции, для них нужна будет депутатская группа, которая по правовому положению должна быть приравнена к фракции, уверен он: «Они должны участвовать в распределении комитетов, выдвигать кандидата на пост зампреда Госдумы и получить право выступать при обсуждении законопроектов».
Таким образом, может появиться пятая или шестая фракция, если одномандатники будут готовы к борьбе, предполагает Соловьев, а КПРФ поддержит их, так как они точно настроены оппозиционно.
Не каждый одномандатник пойдет в партийную фракцию, необходимо создавать депутатское объединение со своими комитетами, руководителем и правом голоса на пленарных заседаниях, уверен лидер партии «Родина» Алексей Журавлев, входящий во фракцию «Единая Россия». Количество депутатов в объединении будет определяться тем, сколько депутатов окажется в самой большой фракции, говорит он, раньше в депутатских группах было 50–60 человек.
Руководитель независимой депутатской группы в Думе первых созывов, ныне член Совета Федерации Олег Морозов считает, что возвращения депутатских групп не ожидается, а правка регламента в связи с появлением одномандатников от не имеющих фракции партий будет зависеть от результатов выборов. Вариантов два, полагает Морозов. Первый: в Думу попадут по одному депутату от нескольких партий, тогда им предложат реализовывать депутатские права внутри уже существующих фракций. Второй: если депутатов от партии будет два и более, то им могут предоставить права фракций, чтобы они вели активную работу наравне с другими.
Политик Владимир Рыжков, в прошлом одномандатник, вспоминает, что состоял в группе из 12 независимых депутатов, а для формирования фракции нужно было 35 депутатов: «Никаких особых прав у нас не было, не было никого в руководстве комитетов, но выступать нам давали».
Реальное обсуждение темы одномандатников возможно и логично по итогам выборов, когда будет ясен масштаб вопроса, говорит человек, близкий к администрации президента: «Не думаю, что существует окончательный ответ на вопрос, как будут структурированы беспартийные одномандатники».
Независимое объединение точно будет, одномандатники – матерые люди, им не захочется размывать статус в партийных списках, это не очень хорошо с точки зрения ответственности перед избирателями, думает политолог Дмитрий Орешкин: им выгоднее быть лояльными, но самостоятельными.
Депутатские группы, скорее всего, вернутся, согласен политолог Александр Пожалов, но с какими полномочиями – вопрос к новому созыву Госдумы: «Многое зависит от числа беспартийных одномандатников».
Сейчас по регламенту Думы отстроена логичная система: возможны только фракции, нельзя быть независимым депутатом, напоминает политолог Екатерина Шульман. Появятся три проблемы: партийные одномандатники, одномандатники не прошедших в Думу партий и самовыдвиженцы, продолжает она, все они захотят себе отдельного представительства. Это голос в Совете Думы, посты зампреда Думы и председателей комитетов. Политический менеджмент постарается загнать всех партийных во фракцию, считает Шульман, а остальным предложит остаться независимыми, но без прав фракции. «Политическое руководство могло бы просто вернуть регламент, действовавший на момент выборов 2003 г., и разрешить свободные депутатские группы – это разнообразит картину, но такое решение слишком умно и скорее всего его побоятся принимать», – заключает эксперт.
В подготовке статьи участвовал Петр Козлов