Россия и США снова пытаются помирить сирийцев

Но в то, что второе перемирие окажется крепче первого, пока мало кто верит
Джон Керри (слева) и Сергей Лавров надеются помирить сирийцев со второго раза
Джон Керри (слева) и Сергей Лавров надеются помирить сирийцев со второго раза / FABRICE COFFRINI / AFP

Министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри после 14-часовых переговоров в Женеве в субботу согласовали пакет из пяти документов об урегулировании в Сирии. Первым шагом на пути к стабилизации ситуации должно стать подтверждение режима прекращения боевых действий. «Мы сделаем все, чтобы стороны, на которые влияют Россия и США, сделали некоторые шаги, переподтвердили свою приверженность режиму прекращения боевых действий сначала на 48 часов – с продлением еще на 48 часов и с тем, чтобы выйти на постоянное соблюдение этого режима», – пояснил Лавров на совместной пресс-конференции по итогам переговоров. Режим прекращения боевых действий должен продержаться в течение семи дней, после этого в Сирии будет создан специальный центр по размежеванию террористов и умеренной оппозиции. Военно-космические силы России и ВВС США согласуют нанесение ударов по террористам в определенных районах, а сирийские ВВС будут работать за пределами обозначенных территорий. Стороны также закрепили механизмы поставок гуманитарной помощи.

«Стопроцентных гарантий [выполнения соглашений] никто дать не может. Слишком много игроков вовлечено в эту головоломку, слишком диаметральны интересы целого ряда элементов», – признался Лавров. По его словам, Россия и США не станут обнародовать пакет документов, так как они содержат достаточно «серьезную, чувствительную информацию». Но сирийское правительство с российско-американскими договоренностями ознакомлено и готово их исполнять, заверил Лавров. Керри добавил, что с сирийской оппозицией и странами Персидского залива, которые ее поддерживают, также проведены консультации и они готовы вернуться к переговорам при выполнении условий перемирия.

Первый блин

Первое перемирие за время пятилетней гражданской войны в Сирии было объявлено 27 февраля, его параметры тоже были согласованы Керри и Лавровым. Военные действия должны были вестись только в отношении террористов, окончательный список которых, однако, не был согласован. Перемирие не продержалось и несколько месяцев.

По словам человека, близкого к Минобороны России, одним из самых сложных пунктов соглашения является отвод сил противоборствующих сторон от дороги Кастелло на севере Алеппо. Есть опасность, что боевики, часть из которых уже заявила об отказе признать соглашение, воспользуются этой дорогой, по которой планируется транспортировать гуманитарную помощь, для переброски подкреплений. Для решения вопросов по определению не выполняющих перемирие группировок главным образом и создается совместный центр российских и американских военных, добавляет он.

Сирийская оппозиция пока не получила документов соглашения, она готова пойти на перемирие, но будет внимательно следить за развитием событий, заявил «Ведомостям» близкий к Высшему комитету по переговорам в Эр-Рияде сирийский политолог. «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России) очень тесно переплетена со многими другими группировками, в том числе с умеренными, а совместные удары по ним просто легитимизируют борьбу с оппозицией, добавил он.

Западные СМИ скептически отнеслись к соглашению. «Механизмы применения и средства контроля перемирия неясны, Вашингтону придется полностью полагаться на волю Москвы. Если перемирие все-таки состоится и Асад останется у власти, то Россия объявит себя победителем, а США придется проглотить горькую пилюлю ради мира», – полагает The Associated Press. Сирийская оппозиция рассматривает соглашение как предательство, но ожидает, что Вашингтон в ближайшие месяцы сделает паузу из-за выборов, а следующий глава Белого дома не так охотно пойдет на компромиссы с Москвой, пишет Financial Times.

В переговорах на попятную пошла именно Москва, а не Вашингтон, возражает председатель программы «Религия, общество и безопасность» в Московском центре Карнеги Алексей Малашенко: «Москва на переговорах сделала несколько существенных уступок: судьба Асада в документах не отражена, но ему запрещают совершать полеты на своей территории, это явный сигнал о подрыве его легитимности. Сам механизм запуска перемирия выглядит как детский сад: смотрим два дня, потом еще, если все выполняется – продолжаем. Помимо этого просто не представляю, как американцы и русские будут координировать бомбежки». Соглашение – лишь один из многих этапов на пути к перемирию, убежден эксперт, но именно российская сторона будет представлять его как свое большое достижение: «Нам нужно показать, что мы присутствуем, активно переговариваемся с Керри по 14 часов, от нас многое зависит. Конфликт в разгаре, выиграть его мы не можем, и нам приходится уступать».

В подготовке статьи участвовал Алексей Никольский