Политтехнологи признали выборы в Госдуму скучными
Чтобы сделать кампанию интереснее, партиям не хватает денег и внятной повесткиЭксперты-политтехнологи фиксируют низкий уровень предвыборных кампаний всех без исключения политических партий – даже лидер рейтинга «Единая Россия» набрала всего 39 баллов из 80 возможных при оценке таких показателей, как месседж партии, присутствие в СМИ и соцсетях, наружная реклама, участие в дебатах и управление повесткой. Остальные партии оценены еще ниже (см. таблицу). Таковы результаты посвященного выборам в Думу экспертного опроса, который публикует в среду комитет по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью.
За две недели до голосования думские выборы по-прежнему лишены общефедеральной повестки, констатирует руководитель аналитического департамента «Минченко консалтинг» Кирилл Петров: «Месседж большинства партий размыт настолько, что мы даже не можем выделить их ключевой слоган. КПРФ не стала единственной реально оппозиционной партией. «Справедливая Россия» все больше похожа на партию одного вопроса – ЖКХ. А ЛДПР нарезала территориальные группы так, что смысла бороться за высокий результат у партийцев, видимо, не осталось». В этой ситуации, по мнению Петрова, лучше прочих определили мотив голосования за себя «Единая Россия» и «Парнас». Внятных месседжей нет практически ни у одного из участников выборов, согласен политолог Аббас Галлямов. Четко позиционировал себя только «Парнас» – в качестве партии, которая против Путина. «Единой России», которая начала достаточно расплывчато «за все хорошее», к концу кампании тоже удалось сконцентрироваться на главном: «Вместе с президентом». Месседж несложный, поэтому есть шанс, что за оставшееся время единороссы сумеют донести его до избирателя, рассуждает политолог.
По мнению экспертов, основными факторами, снижающими остроту конкуренции, стали праймериз «Единой России», снявшие ряд внутриэлитных противоречий, договоренности по одномандатным округам, а также нехватка денег. «Единая Россия» при отсутствии серьезных вызовов со стороны соперников ведет кампанию по принципу «разумной достаточности». В результате самые яркие кампании проходят в одномандатных округах (в частности, там, где лидируют представители оппозиции) и на региональных выборах. Из интересных находок можно отметить кампании в регионах как референдумы недоверия действующим губернаторам (КПРФ в Омской области и ЛДПР в Амурской области и ХМАО), а также атаку партии «Родина» на «Справедливую Россию», считает политолог Евгений Минченко. Но во многих случаях партии не использовали возможности, которые просто напрашивались, отмечает Минченко. КПРФ стоило вести кампанию как «единственной партии реальной оппозиции» вместо ставки на базовый электорат, «Яблоку» – показать новые лица вместо Григория Явлинского. Партии роста стоило предложить «базовый либеральный пакет», но она ушла в узкую нишу защиты предпринимателей.
Кампания носит вынужденно-инерционный характер, убежден политолог Александр Кынев. Свою роль в этом сыграли многочисленные законодательные запреты, вводившиеся в 2012–2014 гг. (отмена партийной «льготы», запрет избираться судимым и проч.). Искусственное замораживание наиболее выгодно «Единой России», констатирует эксперт, но считать, что все довольны и все со всеми договорились, – это иллюзия, запрос на новые силы существует.