Суд не нашел криминала в использовании в агитации логотипов соцсетей

Омскому коммунисту не удалось снять с выборов конкурента-единоросса
Коммунист Олег Денисенко не смог снять с выборов в Госдуму единоросса Андрея Голушко из-за использования в печатных агитматериалах логотипов социальных сетей/ Е. Разумный/ Ведомости

Коммунист Олег Денисенко не смог снять с выборов в Госдуму единоросса Андрея Голушко из-за использования в печатных агитматериалах логотипов социальных сетей. Денисенко не удалось доказать омскому областному суду, что Голушко в своей агитации использовал логотипы незаконно. Коммунист собирается подать апелляцию в Верховный суд. Логотипы Twitter, Facebook, Instagram и «Одноклассники» – интеллектуальная собственность их создателей, которую нельзя использовать в агитации без соглашения, считает Денисенко и жалуется на предвзятую позицию прокуратуры и суда. «Наши юристы пытались объяснить, что случай нужно рассматривать в рамках закона о выборах, так как это агитация и бренд должен давать согласие на использование своей собственности. Но судья посчитала, что агитационный материал делится на несколько частей и часть с логотипами относится к информационной», – говорит он. Недавно в подмосковном суде рассматривали такое же дело против коммунистки Натальи Еремейцевой, но у нее были соглашения с социальными сетями и у суда возникли лишь вопросы по их оформлению, но в том, что они нужны, суд не сомневался, отмечает Денисенко. По словам депутата, судью не убедила даже его переписка с представителями «Одноклассников», в которой представители социальной сети подтверждали необходимость обязательного соглашения.

Тактика юристов Голушко проста: «Мы не используем значки в агитации, а информируем избирателей о различных формах связи с кандидатом», – говорит Олег Захаров из Ассоциации политических юристов. Это не самая проигрышная стратегия, но в ней не хватает «осязаемых доказательств», она строится только на доводах и устных аргументах. Более логичным было бы доказать, что согласие соцсетей на использование их значков было в виде договора или хотя бы переписки. Если к заседанию Верховного суда (а он в случае подачи апелляции должен рассмотреть дело до выборов) сторона заявителя сможет доказать, что правообладатели были против использования их логотипов, устной «логики» для победы в суде может не хватить и ее перевесят материальные доказательства, предупреждает Захаров. Избирательная кампания-2016 отличается от кампаний предыдущих лет более либеральным отношением к кандидатам, говорит эксперт по избирательному праву Андрей Бузин. Чувствуются более мягкий подход и соответствующие сигналы, исходящие и от администрации президента, и от нового председателя ЦИК Эллы Памфиловой. «Впрочем, если это единоросс, то даже в отсутствие сигнала его бы все равно не сняли», – отмечает Бузин. Либеральные перемены проявляются локально, но в целом ситуация не слишком изменилась, уверен эксперт.