Рейтинг партии власти падает даже с поддержкой Путина

Рейтинг президента Владимира Путина остался без изменений
«Единой России» и ее лидеру Дмитрию Медведеву (на плакате) предстоит как-то исправлять ситуацию с популярностью
«Единой России» и ее лидеру Дмитрию Медведеву (на плакате) предстоит как-то исправлять ситуацию с популярностью / Eduard Korniyenko / REUTERS

За три недели до голосования рейтинг «Единой России» резко упал, выяснил «Левада-центр» (инициативный опрос 1600 человек в 48 регионах 26–29 августа 2016 г. методом личного интервью на дому; статистическая погрешность не превышает 3,4%): доля россиян, готовых проголосовать за партию власти на выборах в Госдуму, за последний месяц уменьшилась с 39 до 31% всех опрошенных и с 57 до 50% тех, кто на выборы точно придет и решил, за кого голосует.

Одновременно столь же заметно (с 55 до 48%) снизился и рейтинг одобрения деятельности возглавляющего список единороссов Дмитрия Медведева на посту председателя правительства. Рейтинг же президента Владимира Путина остался без изменений (82%).

Более ранние данные государственного ВЦИОМа также показывают пусть и незначительное, но снижение рейтинга единороссов – и это тенденция, которая длится уже два последних месяца.

Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) в первые две недели августа зафиксировал снижение поддержки партии с 47 до 42% (от всех опрошенных), но в опросе 21 августа рейтинг вырос на 3 пункта.

На этом этапе кампании цифры социологов можно экстраполировать, но результат надо править на административный ресурс, утверждают два собеседника «Ведомостей», участвовавших в организации выборов в прежние годы.

Как правило, партия власти начинает терять очки, когда избиратели получают возможность познакомиться с другими партиями, поясняет замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин: за последний месяц единороссы растеряли ровно столько, сколько приобрели партии социального толка – «Справедливая Россия», «Коммунисты России» и Партия пенсионеров.

Это может быть напрямую связано и с решениями правительства, и с заявлениями Медведева, полагает Гражданкин: «На его слова, что пенсионеры могут не ждать индексации пенсий, люди реагировали без особого энтузиазма. Могло отразиться на их готовности голосовать за другие партии».

Снижение трендов социального самочувствия будет влиять на рейтинги, предсказывал в декабре 2015 г. первый замруководителя администрации президента Вячеслав Володин, но интригой для Кремля это не станет, ситуация поддается прогнозированию.

В самой «Единой России» уверены, что ее рейтинг – производная от рейтинга Путина. Президент весной и летом 2016 г. неоднократно обращал внимание на партию: говорил о ее чрезвычайно важной роли для страны, называл стабилизирующим элементом, встречался с участниками праймериз и посещал ее предвыборный съезд. На начало сентября намечена еще одна встреча Путина с единороссами, рассказали «Ведомостям» два собеседника в руководстве партии. Формально она посвящена мониторингу выполнения четырех важных законов, но президент в очередной раз продемонстрирует имиджевую и политическую связь с партией для укрепления идентичности и обеспечения роста ее рейтинга, объяснил «Ведомостям» собеседник, близкий к ее руководству.

ВЦИОМ и ФОМ не фиксируют резкого снижения рейтинга «Единой России», как «Левада», указывает политолог Александр Пожалов: «Плавное снижение рейтинга ожидалось – стартовал агитационный период, и соперники стали критиковать партию власти». Снижение доверия к Медведеву эксперт объясняет информационной кампанией против него, она связывает Медведева и «Единую Россию», и через это снижается рейтинг партии. Использование цитат Путина восстановит доверие к Медведеву, уверен Пожалов.

Рейтинг одобрения Медведева ниже 50%, это очень плохо для партии власти, ей необходимо усилить привязку к Путину, бросить все силы на разъяснение, что она партия Путина, а об остальном забыть, полагает политолог Алексей Чеснаков. Но каким бы ни был результат, на Медведеве он никак не скажется, уверен Чеснаков: «Перспективы Медведева определяет Путин».

Рейтинги президента, премьера и «Единой России» обычно демонстрируют тесную привязку друг к другу – вместе растут, вместе снижаются, считает политолог Аббас Галлямов. Но сейчас связка разрушена, продолжает он, внешнеполитическая истерия последних лет привела к трансформации образа Путина из политика, занимающего центральную позицию на политическом поле, в лидера, находящегося над ним. Это архетипический образ спасителя, он формируется только в экстремальных условиях. В спасителях не разочаровываются годами, иногда десятилетиями, продолжает эксперт, ни у Медведева, ни у единороссов такой защиты нет, поэтому их рейтинги и снижаются вслед за падением уровня жизни и социальных настроений. Усиление роли Путина в кампании может повысить рейтинг «Единой России». В будущем Медведева Галлямов не сомневается: «Дума останется под контролем Кремля за счет одномандатников».

Избиратель наблюдает за успехами Путина на внешней арене, видит ухудшение внутри, но Путина в этом винить не будет, а вот Медведева и «Единую Россию» наказать может, говорит профессор Европейского университета Санкт-Петербурга Григорий Голосов: «Роль думских выборов в политической системе не очень велика, но, если у Путина будет серьезная причина, неважный результат «Единой России» может быть использован как повод для кадрового решения».