Турецкое вторжение в Сирию путает карты всем участникам конфликта

Действия Анкары одобрены США, но направлены против их союзников-курдов
Вторжение турецкой армии в Сирию меняет ситуацию в этом конфликте для всех основных игроков
Вторжение турецкой армии в Сирию меняет ситуацию в этом конфликте для всех основных игроков / AP

Утром в среду отряды протурецкой сирийской оппозиции и сил спецназначения турецкой армии, поддержанные турецкой бронетехникой, вошли с территории Турции в Сирию в районе города Джараблус. Этот город находится на подконтрольной «Исламскому государству» (ИГ, запрещено в России) территории в восточной части участка турецко-сирийской границы, все еще контролируемого этой группировкой. Как сообщила The Wall Street Journal, силы вторжения были поддержаны с воздуха американскими военными самолетами из состава сил борющейся с ИГ коалиции во главе с США. Министр внутренних дел Турции Эфкан Ала заявил, что турецкая операция, получившая название «Щит Евфрата», будет длиться столько, сколько необходимо для обеспечения безопасности турецкой территории от ИГ, сообщает «РИА Новости».

Кто помогает США в Сирии

Основу созданных по инициативе США для борьбы с ИГ «Демократических сил Сирии» составляет YPG – военное крыло курдской партии «Демократический союз», идеологически близкой к воюющей с Турцией Рабочей партии Курдистана.

МИД Сирии в своем заявлении назвал эту операцию нарушением суверенитета страны и призвал отреагировать на нее Совет Безопасности ООН. Департамент печати МИД России в своих комментариях, составленном в умеренных выражениях, сообщил, что «в Москве глубоко обеспокоены происходящим в районе сирийско-турецкой границы», поскольку «вызывает тревогу возможность дальнейшей деградации обстановки в зоне конфликта, в том числе с учетом возможных сопутствующих жертв среди мирного населения и обострения межэтнических противоречий между курдами и арабами». По информации турецкого телеканала NTV, Москва была предупреждена об этой операции. Представитель курдской партии «Демократический союз», контролирующей курдские районы Сирии, заявил, что дальнейшее продвижение турецких войск приведет к боям между курдами и турками. Отряды этой партии составляют основу поддерживаемых США оппозиционных сил в Сирии. Однако вице-президент США Джозеф Байден, находящийся с визитом в Турции с целью поправить пошатнувшиеся после попытки военного переворота американо-турецкие отношения, заявил на пресс-конференции в Анкаре, что если отряды курдов перейдут на западный берег Евфрата (где находится Джараблус), то они лишатся поддержки США. К вечеру среды турецкая армия и отряды оппозиции (преимущественно из сирийских туркоманов) почти без сопротивления заняли практически весь город.

По словам человека, близкого к Минобороны России, сирийские курды уже настолько зависимы от помощи США, что, скорее всего, столкновений между ними и турками, по крайней мере на первом этапе турецкой операции, удастся избежать. Но если эта акция затянется и турки пойдут вглубь Сирии, то это приведет к непредсказуемым последствиям для всех участников конфликта.

Турция считает себя заинтересованной в ситуации на севере Сирии, поэтому то, что Эрдоган, как только справится с последствиями попытки военного переворота, снова возьмется за курдский вопрос, было ожидаемо, считает советник директора РИСИ Елена Супонина: «Другое дело, что и Россия, и даже США просили Турцию активнее заняться борьбой с терроризмом. Но на самом деле главная цель Анкары – сдерживание курдского движения». Турки нанесут удар по ИГ, но они не скрывают и свою основную цель – подрыв военной силы курдских отрядов. Курды играют большую роль в борьбе с террористами в Сирии, но президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган демонстрирует согражданам, что не допустит роста курдского национального движения, считает эксперт.