Новый министр образования может пересмотреть «прозападную» образовательную политику

Ольге Васильевой предстоит воплощать новые идеи Дмитрия Медведева
Ольге Васильевой (слева) предстоит воплощать новые идеи Дмитрия Медведева (справа)
Ольге Васильевой (слева) предстоит воплощать новые идеи Дмитрия Медведева (справа) / Александр Астафьев / Пресс-служба правительства РФ / ТАСС

Владимир Путин в пятницу отправил в отставку министра образования и науки Дмитрия Ливанова (он стал спецпредставителем президента по торгово-экономическим связям с Украиной), назначив на его место сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву. Как пояснил премьер Дмитрий Медведев на встрече с президентом, правительство активизировало работу по приоритетным проектам, в том числе в сфере образования, и, чтобы воплотить в жизнь новые идеи, требуются «и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев – и новые люди». Васильева же, подчеркнул Медведев, начинала работу как учитель, трудилась в системе РАН и имеет опыт госслужбы в аппарате правительства и в администрации президента.

О готовящейся отставке Ливанова человек, близкий к правительству, говорил «Ведомостям» на прошлой неделе, объясняя это в первую очередь нуждами предвыборной кампании. В августе Ливанов оказался в центре скандала после публикаций о намерениях Минобрнауки сокращать ставки в вузах. Министр, вызванный на ковер в «Единую Россию», заверил, что никаких сокращений в ведомстве не планировали.

Ливанов возглавлял Минобрнауки с 21 мая 2012 г. За это время он провел реформу РАН, которую называл «неэффективной и недружелюбной к людям организацией», и начал реформу Высшей аттестационной комиссии, ставшую следствием выявленных массовых фальсификаций при защите диссертаций, в том числе и высокопоставленных чиновников. В декабре 2012 г. министр раскритиковал закон о запрете усыновления российских детей американцами, поскольку от него «могут пострадать наши дети, которым не нашлось усыновителей в России».

Дух патриотизма

Кандидатская диссертация Васильевой называлась «Советское государство и патриотическая деятельность РПЦ в годы Великой Отечественной войны», докторская – «РПЦ в политике Советского государства в 1943–1948 гг.».

Васильева заявила «Интерфаксу», что главной задачей на новом посту считает «заботу об учительстве, поскольку учитель – это главный человек в процессе образования». В последние годы она была замруководителя управления президента по общественным проектам (его работу курирует первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин), а до этого долго работала в системе образования и науки и знает систему образования во всех ее аспектах, говорит собеседник «Ведомостей» в Кремле. Даже работая в администрации, Васильева читала лекции губернаторам, профессорам, чиновникам, отмечает он, поэтому ее воспринимают как человека своей среды все – от академиков до учителей сельских школ. Васильева иногда демонстрировала «излишний патриотизм», считает другой федеральный чиновник. Сфера научных интересов нового министра – история Русской православной церкви в XX в. (см. врез).

В Минобрнауки «Ведомостям» заявили, что подготовка к началу учебного года проходит в штатном режиме, но комментировать смену министра сочли нецелесообразным. Собеседник, близкий к руководству министерства, назвал кадровую замену «плевком в сторону модернизационных идей»: «Это назначение крайнего консерватора, выступающего за приоритет религиозного воспитания. Даже в той сфере, в которой понималась необходимость международного сотрудничества, глобальной конкурентоспособности, мы скорее всего берем курс на изоляцию».

Уход Ливанова и назначение Васильевой – не просто кадровая предвыборная рокировка, а «корневой и содержательный пересмотр» основ образовательной политики, подтверждает собеседник в администрации президента. По его словам, проводимый с мая 2012 г. курс на суверенизацию российской политики до сих пор не коснулся образования, попавшего в 1990-х гг. под «исключительно сильное» внешнее влияние. Оно было оторвано от государственных интересов, а работающие в этой системе россияне действуют в интересах Запада – «на такую Россию, которая стала бы кадровым и ресурсным придатком», уверяет чиновник. Это касается и управления образованием, и аттестации педагогов, где отсутствует оценка их общеполитических знаний, что позволяет становиться преподавателями «убежденным западным агентам влияния, экстремистам и радикалам». Назначение Васильевой позволит не только пересмотреть принципы образовательной политики «с учетом изменившегося политического контекста и императивов национальной безопасности», но и создать существенный позитивный эффект в обществе в период предвыборной кампании 2018 г., резюмирует собеседник.

Тренд на возрастание воспитательной роли государства усилится, но революции в этой сфере не будет, считает политолог Алексей Макаркин: «Будут говорить о тлетворном влиянии, но, я думаю, из этих проектов будет реализовано процентов пять. Может быть, будет активнее продвигаться патриотизм, но какого-то большого поворота я не жду».