Что известно о новом министре образования и науки

Ольга Васильева считает главной задачей на новом посту заботу об учителях
В администрации президента Васильева занимает должность замначальника управления по общественным проектам/ Московский государственный гуманитарно-экономический университет/ mggeu.ru

Новым министром образования и науки России будет назначена сотрудница администрации президента Ольга Васильева. Президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев решили отправить в отставку нынешнего министра Дмитрия Ливанова.

Васильева, узнав о назначении, заявила, что главной задачей на новом посту считает заботу о педагогах. «Главная задача - забота об учительстве, поскольку учитель - это главный человек в процессе образования», - сказала она «Интерфаксу».

По ее словам, учитель работает с детьми, выполняет важнейшую миссию. «Сегодня у нас дети, завтра у нас народ», - отметила она. Помогать педагогам в решении сложных проблем должно экспертное сообщество, необходимо заботиться о материальном положении учителей, добавила Васильева. Необходимо переосмыслить то, «что у нас уже было». Россия имеет «прекрасный опыт прошедших поколений, включая XIX и ХХ вв.», сказала новый министр, добавив, что забота об учителе является комплексной задачей. «И «майские указы» должны неукоснительно выполняться», - подчеркнула Васильева.

По ее словам, в России необходимо совершенствовать систему повышения квалификации учителей. Комментировать возможные кадровые перестановки в ведомстве она не стала. «Давайте мы с вами встретимся спустя какое-то время», - сказала Васильева.

В свою очередь, в Минобрнауки заявили, что несмотря на смену руководства подготовка к началу учебного года проходит в штатном режиме. «Министерство сосредоточено на выполнении поставленных задач и продолжает работать в штатном режиме, сконцентрировавшись на подготовке образовательных организаций к началу учебного года», - сообщили в пресс-службе ведомства. «Решение касается только отставки руководителя, комментировать это нецелесообразно», – заявил «Ведомостям» представитель министерства.

Собеседник, близкий к нынешнему руководству Минобрнауки, заявил «Ведомостям», что это «плевок в сторону модернизационных идей». «Это назначение крайнего консерватора, выступающего за приоритет религиозного воспитания. Это просто караул. Ее назначение можно объяснить тем, что даже в той сфере, в которой понималась необходимость международного сотрудничества, глобальной конкурентоспособности, мы, скорее всего, берем курс на изоляцию», - сказал он. По его мнению, Минобрнауки разделят, поскольку «трудно представить, как она будет руководить Академией наук». По словам собеседника, ее кандидатура называлась: «Но это было примерно так же, как кандидатура Ирины Яровой, как крайне радикальный вариант, он, к сожалению, и реализовался. В этом смысле Елена Ямпольская на посту министра культуры будет смотреться более органично». Он предполагает, что будет введено православное воспитание в школах с 1 по 11 класс, и др.

В администрации президента она работала замруководителя управления по общественным проектам (руководитель - Павел Зенькович, курирует работу управления первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин). Васильева долго работала в системе образования и науки в высшей школе и средней школе, говорит собеседник «Ведомостей» в Кремле: она один из лучших экспертов, потому что знает систему образования во всех ее аспектах. Даже работая в администрации, Васильева читала лекции губернаторам, профессорам, школьным учителям, чиновникам, молодежи, отмечает он: ее воспринимают как человека своей среды все - от академиков до учителей сельских школ. Васильева иногда демонстрировала «излишний патриотизм», говорит другой федеральный чиновник.

По словам собеседника «Ведомостей» в администрации президента, Васильева до сегодняшнего дня продолжает преподавательскую деятельность. У Павла Зеньковича она курировала все образовательные проекты, отвечала за связь с институтами гражданского общества.

В том числе в рамках работы в администрации президента Васильева выступала с лекциями на круглых столах и семинарах для высших должностных лиц, проводимых АП. Кроме того, в рамках управления общественных проектов (курирует первый заместитель руководителя администрации президента Вячеслав Володин) она организовывала семинары с ОНФ, а также участвовала в рамках обучающего проекта «Кандидат», который «Единая Россия» проводила для участников партийных праймериз, и выступала с лекциями на «Тавриде».

«Мне о ее успехах в этой работе неизвестно. Лекции ее были не вполне форматные - академического толка, а не прикладные, как это требуется для региональных чиновников», - говорит «Ведомостям» бывший федеральный чиновник.

Президент Российской академии наук Владимир Фортов положительно оценивает назначение нового министра образования. «Не секрет, что у Академии наук сложились очень сложные отношения с Минобрнауки и лично с Ливановым. Ливанов смотрел на Академию наук как на некий Карфаген, который должен быть разрушен. Это неправильно, мы все время спорили об этом, у нас не было диалога, не было ровных деловых отношений, у нас не получалось их выстроить. Новый министр, видимо, человек очень информированный, поскольку работала в месте, куда стекается вся информация, и администрация президента не могла не чувствовать того, что я сказал раньше. Я надеюсь, что мы сработаемся, и мы будем делать все, чтобы вместе делать общее дело», - сказал он.

Фортова не смущает, что сфера научных интересов нового министра образования - история РПЦ, и он не согласен, что наука пойдет по консервативному пути развития: «Наша наука находится в сложном положении, президент и премьер-министр это хорошо знают, и они ждут от научного комплекса реальных дел, и я приветствую это решение».

Один из основателей «Диссернета» - Андрей Заякин - пригласил нового министра образования воспользоваться площадкой какого-либо СМИ и пояснить свою позицию по нескольким вопросам: «Ливанов провалился по четырем моментам. Он не сумел закрыть большинство диссоветов, где защищались липовые диссертации. Не смог вывести из ВАКа экспертов, которые покровительствовали плагиату. Он не стал, не захотел, не смог убрать срок давности по диссертациям. И он назначал плагиаторов в ректоры университетов. Поэтому мне интересно, будет ли сделано новым министром образования что-то в этих четырех направлениях или нет».

В 2013 г. Васильева выступала с закрытой лекцией о патриотизме перед единороссами, сообщал «Коммерсант власть» со ссылкой на одного из слушателей. «В этой лекции она ясно дала понять, что Сталин при всех недостатках - государственное благо, потому что накануне войны занялся единением нации, возродил героев дореволюционной России и занялся пропагандой русского языка и литературы, что, по большому счету, и позволило выиграть войну. Большевизм же - это разъединение нации, разрушение государственности и национальных скреп», - рассказал он.

Главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов принял решение покинуть общественный совет при Минобрнауки. «Я принял решение покинуть общественный совет при Минобрнауки. Новый министр...» - написал он в Twitter.

Об отставке Ливанова стало известно в пятницу 19 августа. «Для того чтобы воплотить в жизнь те идеи, которые были сформулированы, требуются и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев - и новые люди», - сказал Медведев Путину в ходе рабочей встречи, проходившей в аэропорту «Бельбек». Медведев предложил на смену Ливанову Ольгу Юрьевну Васильеву, которая, по его мнению, «имеет хороший послужной список». По его словам, Васильева до работы в системе Академии наук успела поработать учителем. Она имеет опыт работы как в аппарате правительства, так и в администрации президента. «Мне кажется, она способна реализовать эти новые задачи», - передает слова Медведева «Интерфакс».

Ольга Юрьевна Васильева родилась в 1960 г. Она окончила дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, исторический факультет Московского педагогического института и факультет «Международные отношения» Дипломатической академии. С 1987 по 1990 г. училась в аспирантуре Института российской истории РАН.

В 1990 г. Васильева стала кандидатом наук, защитив диссертацию по теме «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны». Через девять лет она стала доктором наук. Тема ее докторской диссертации - «Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943-1948 гг.». С 1991 по 2002 г. будущий министр образования работала в Центре истории религии и церкви Института российской истории РАН.

С 2002 г. Васильева возглавляет кафедру религиоведения Российской академии государственной службы при президенте России. Она также является членом Совета по подготовке программ по курсу «Отечественная история» при Минобрнауки, членом комиссии по делам религиозных объединений при правительстве.

Сфера научных интересов нового министра образования – история Русской православной церкви в ХХ в., говорится на сайте РАНХиГС, где она является профессором кафедры государственно-конфессиональных отношений и руководителем магистерской программы «Безопасность межконфессиональных отношений». Также к сфере ее интересов относятся государственно-церковные отношения в советский период, религия и политика, международные отношения, церковь и внешняя политика и проблемы религиозно-политического экстремизма. Среди курсов лекций, которые она читает, – «История религий», «Религия и политика», «Государственно-церковные отношения в России», «Безопасность межконфессиональных и межэтнических отношений». Среди ее научных публикаций – «Внешнеполитическая деятельность Русской православной церкви в первые послевоенные годы», «Митрополит Никодим Ротов; митрополит Николай Ярушевич», «Религиозный экстремизм: причины и пути преодоления».