Кандидаты в Госдуму от Михаила Ходорковского прошли регистрацию почти без потерь
А активист Мария Баронова смогла собрать в Москве 15 000 подписей
Из 19 выставленных «Открытой Россией» Михаила Ходорковского кандидатов на выборы в Госдуму 18 получили регистрацию. Все кандидаты – кроме Марии Бароновой – шли по списку партии «Парнас». Баронова в субботу была зарегистрирована как самовыдвиженец в Центральном округе Москвы. Лишь тамбовский избирком отказал в регистрации кандидатом Владимиру Жилкину, поскольку региональное отделение «Справедливой России» сообщило, что он состоит в их партии.
Руководитель проекта «Открытые выборы» Тимур Валеев называет документы, которые представили эсеры, фальшивыми. По его словам, документы всех кандидатов «Открытой России» проверяли несколько групп юристов.
Жалоба на брак
Баронова сдала в избирком 14 911 подписей, процент брака оказался 2,5% (допускается 5%). Сбор подписей проходил с 30 июня по 3 августа, всего работало 420 сборщиков. «Подписи проверяли юристы по всем базам, находящимся в открытом доступе. Более 2000 подписей было отсеяно», – говорит Валеев. По словам Бароновой, среди сборщиков проводили конкурс: «кто принесет лучшие подписи, получит айфон или макбук». Лучшие подписи приносили «идейные сборщики», но были профессиональные сборщики, которые подписи рисовали, – их отсеяли, рассказывает Баронова.
Первичный аудит подписей юристов учил проводить региональный координатор «Голоса» Александр Грезев, аудиторы проверяли сборщиков и самих аудиторов. Всего на кампанию потратили около 6 млн руб.
Большинство кандидатов «Открытой России» идут от «Парнаса», а партии никто с помощью юридических уловок не препятствовал в регистрации, говорит политолог Александр Пожалов. По его мнению, кандидаты «Открытой России» ведут кампанию активнее, чем парнасовцы, – за счет организационного ресурса и финансовой помощи: «Ходорковский рассматривает выборы не как борьбу за победу, а как полигон для обкатки молодых активистов из регионов. Проект Ходорковского не представляет никакой угрозы «Единой России» или власти, все-таки оппозиционеру в округе с 500 000 избирателей победить сложно из-за недостаточных ресурсов и узнаваемости». При любом результате, учитывая, что кандидаты «Открытой России» участвуют в выборах такого уровня впервые, Ходорковский сможет представить проект как успех для своих активистов, считает политолог: «В 2017 г. основные силы будут направлены на муниципальные выборы в Москве, это важно, чтобы оппозиция могла выдвинуть своего кандидата на выборы мэра. И если Ходорковский предложит кандидатам такие же ресурсы для участия в выборах в муниципальные собрания Москвы, он сможет собрать действующих независимых муниципальных депутатов и новых активистов».
Изначально подбор кандидатов «Открытой Россией» и их выдвижение выглядели как троллинг, считает политолог Александр Кынев: «Представление кандидатов сопровождалось скандалами об их увольнении или исключении из партий, что, видимо, и было целью. На первом этапе власть действовала рефлекторно, позже поняла, что скандалы и были целью выдвижения – поскольку кандидаты электоральной угрозы не несут, то проще их зарегистрировать и не создавать дополнительных информповодов». Баронова в ЦАО дополнительно разобьет голоса, что сработает на руку кандидату от «Единой России» Николаю Гончару, полагает Кынев: «В ЦАО много демократического электората – при условии, что он консолидируется. Поэтому, регистрируя Баронову, власть упростила ситуацию в округе прежде всего себе».