«Правда это или нет»
Западные СМИ сомневаются в заявлениях ФСБ и гадают, зачем Москве потребовалась эскалация на УкраинеЗападные СМИ с сомнением пересказывают заявления Москвы о предотвращенной диверсии украинской разведки, отмечают, что нынешнее ухудшение в российско-украинских отношениях начинается на фоне активизации взаимных обстрелов в Донбассе, упоминают неверифицированные сообщения и видео в соцсетях о переброске войск и военной техники через Керченский пролив в Крым и о продвижении войск уже по Крыму в северном или западном направлениях. Они напоминают об информационной войне, которая составляет значительную часть в нынешней «гибридной войне», гадают, дойдет ли до возобновления активных боевых действий, и задаются вопросом, какова будет судьба минских соглашений, которые до сих пор не выполняются. Публикации по теме далеки от первых страниц, пока большую часть из них составляет пересказ обвинений Москвы и ответной реакции Киева, комментариев госдепартамента и ОБСЕ, попыток анализа еще мало и опросить информированные источники журналисты, видимо, не успели.
Сомнения в словах ФСБ
«Нет никаких свидетельств, которые бы подтверждали эти столкновения и использование артиллерии», - отмечает le Monde и ссылается на соцсети, в которых были сообщения и видео якобы имевших место в последние дни передвижения российских войск и бронетехники в Крыму. Газета напоминает, что и Киев регулярно и бездоказательно обвиняет Россию в попытках дестабилизировать ситуацию на Украине, в том числе через теракты, но со стороны Москвы такие же обвинения, по ее мнению, стали «небывалыми» и «особенно серьезными». «Западные чиновники ранее обвиняли Россию в использовании сфабрикованных историй для оправдания ее действий в украинском конфликте», - осторожно напоминает Financial Times (FT). FT, Deutsche Welle и некоторые другие СМИ не забыли напомнить, что ФСБ - наследница советского КГБ.
Неясность целей Москвы
В Вашингтоне следят за развитием событий, но еще не пришли к каким-либо выводам относительно намерений России, сказал Reuters высокопоставленный источник в США. Пока непонятно, зачем Путин запустил свой месседж, соглашается обозреватель The Washington Times. Путин решил усилить напряженность, ставит акцент The Wall Street Journal. Cтатью по теме британская Independent начинает с ответных обвинений Киева: слов постпреда Украины при Совете Европы Дмитрия Кулебы о том, что Путин хочет новую войну с Украиной и тестирует реакцию Запада и что ситуация напоминает ему начало войны с Грузией 2008 г. The New York Times пишет, что сходство с грузинским сценарием увидел и постпред Украины в ООН Владимир Ельченко.
Страх перед новой войной
Сообщения о смертях в Крыму вызывают опасения, что украинский конфликт может зажечься снова, пишет The Times. Комментарии Путина вызовут страхи, что Россия, которая устойчиво укрепляет оборону Крыма, может рассматривать возможность новой военной операции, сообщает Reuters. The Washington Post увидела в заявлении Путина знак, что обвинения могут привести к эскалации конфликта. FT cчитает, что они уже стали эскалацией. Газета пишет об опасениях Киева о возможном военном ответе России и о том, что Москва может вынудить Украину воевать на два фронта. The Washington Times напоминает о страхах Украины, что упомянутые Москвой инциденты могут быть сфабрикованы для того, чтобы получить возможность забрать больше украинской территории в условиях отсутствия сильной поддержки Запада в адрес правительства в Киеве. NYTimes напоминает, что за Крым и Донбасс Россия получила экономические санкции и что с учетом проблем со своей экономикой Москва старалась дистанцироваться от войны на Украине в надежде на их отмену. И даже в этих условиях Путин сохранил участие России в иностранных конфликтах, не только на Украине, но и уже более открыто - в Сирии, добавляет газета.
Перспективы мирного процесса
Некоторые СМИ напомнили о минских соглашениях. Европейский дипломатический источник FT в Москве отметил, что эти договоренности составлены таким образом, что Россия может обвинять Украину в их неисполнении, и на этом фоне вы теряете из виду то, что Россия продолжает подпитывать этот конфликт. Bloomberg напоминает, что недавно звучали слова о возможности встречи «в нормандском формате» на полях саммита G20 в сентябре, что Лавров поддерживал идею возобновить переговоры и что украинский конфликт вернулся в центр внимания, когда Путин пытается снизить степень изоляции России на международной арене.
Попытки анализа
Обозреватель The Washington Times называет Путина «мастером эскалации и деэскалации». Он не исключает, что российский лидер мог решить, что последние месяцы президентства Барака Обамы являются подходящим моментом для эскалации конфликта ради достижения неких политических целей России.
Изгнанный несколько лет назад из России журналист The Guardian Люк Хардинг считает, что новый крымский кризис возник «ниоткуда», ситуация выглядит зловеще, что в августе Путин «бывает в форме» и что никто пока не понимает, что на самом деле происходит. Даже весной 2014 г. в Крыму было все относительно спокойно, напоминает он. Также он напоминает, что присоединение Крыма и война в Грузии по времени были вскоре после Олимпиад - сочинской и пекинской. США парализованы президентскими выборами, Европа отвлеклась на кризис с мигрантами и Brexit.
На данный момент Хардинг видит три возможных сценария. Во-первых, Путин может попытаться использовать последний кризис, чтобы убедить Евросоюз снять с России санкции. Во-вторых, он может готовить «ограниченное военное вторжение», например, для создания «коридора безопасности», в который войдет электростанция в Херсоне. Успешное создание такого коридора укрепит Кремль в мысли, что запад слаб и ни на что не способен, добавляет журналист. В-третьих, Путин «может планировать что-то большее». Наконец, Хардинг не исключает, что нынешнее обострение могло быть ответом на допинговый скандал и попытки не пустить российских спортсменов на Олимпиаду: «Путин может просто показывать, кто тут главный».