«Справедливая Россия» хорошо поработала с бизнесменами

Фонд «Петербургская политика» оценил спонсорский потенциал кандидатов в Госдуму
Эсеры почти не уступают единороссам по спонсорскому потенциалу их кандидатов
Эсеры почти не уступают единороссам по спонсорскому потенциалу их кандидатов / Е. Разумный / Ведомости

Спонсорские возможности «Справедливой России» почти равны единороссовским, говорится в докладе «Спонсорский потенциал списков кандидатов в Госдуму» фонда «Петербургская политика». Эксперты разделили кандидатов на три группы: представители крупного бизнеса, принадлежащего кандидатам или способного оказать помощь; менеджеры и акционеры бизнеса регионального масштаба; представители среднего и малого бизнеса регионального и муниципального уровня. На первом месте в рейтинге оказалась «Единая Россия», от нее лишь немного отстает «Справедливая Россия» (см. таблицу). КПРФ заняла 7-е место, «Яблоко» – 9-е, «Парнас» – 13-е. У единороссов представительство спонсоров сократилось из-за роста числа кандидатов из социальной сферы, а у эсеров в списке бизнесмены из национальных республик, выходцы из пищевого и аграрного бизнеса, а также банковского сектора, отмечается в докладе.

Прохождение в Думу эсеров долго считали неочевидным, но они оказались эффективны в подобном фандрайзинге, говорит руководитель фонда Михаил Виноградов: «КПРФ делает ставку на партийные кадры, ЛДПР не для всех привлекательна из-за единоличного принятия неожиданных решений. А эсеры, видимо, оказались договороспособны». Хотя, по его словам, наличие спонсоров еще не гарантирует рост рейтинга партии.

Эсеры почти не уступают единороссам по спонсорскому потенциалу их кандидатов

По словам эсера Александра Буркова, ресурсных кандидатов он в списке не заметил: «Может, просто «Единая Россия» обеднела. Кандидаты у нас в основном те же, что были, может, 10% новых людей. А то, что эти люди обеспечивают свою кампанию и привлекают деньги, – это было всегда». Коммунист Вадим Соловьев считает, что те, кто в рейтинге впереди КПРФ, – это «партии олигархов»: «КПРФ берет не суммой взносов, а числом спонсоров. За кампанию нам жертвуют по 40 000–80 000 физических лиц небольшими суммами».

Наличие ресурсных кандидатов не означает повышения электоральных перспектив, подчеркивает политолог Александр Кынев: «Вопрос не только в деньгах, но и в имидже: деньги не тождественны избираемости и ресурсные кандидаты могут быть по разным причинам электорально непривлекательны. Так, у эсеров некоторые кандидаты рассованы по регионам, к которым они не имеют никакого отношения». Эсеры действительно привлекли бизнесменов и ресурсных депутатов от других фракций – у них больше всего варягов, в ряде случаев они ущемили интересы своих одномандатников, говорит политолог Александр Пожалов: «Они решили проблему с финансированием кампаний, в том числе в провисающих регионах, что важно для результата по стране в целом. Но засилье ресурсных кандидатов и варягов плохо бьется с идеологическим позиционированием эсеров и уже спровоцировало конфликты с региональными отделениями». Последствием этого будет то, что эсеры станут активными соперниками единороссов в округах, добавляет эксперт: «У эсеров есть сильные кадровые одномандатники, получающие финансовый ресурс благодаря появлению на втором месте списка спонсоров, которым отойдет списочный мандат в случае победы в округе. А некоторые кандидаты могут сохранить место в Госдуме только через округ, поскольку первое место в группе уже занято спонсором».