Отношения Москвы и Киева опустились на временный уровень

Украина не принимает российского посла и хочет ограничиться временным поверенным
Михаил Зурабов (слева) начал работу в Киеве, когда Петр Порошенко был еще министром иностранных дел
Михаил Зурабов (слева) начал работу в Киеве, когда Петр Порошенко был еще министром иностранных дел / Konstantin Chernichkin / REUTERS

Россия на неопределенное время может остаться без посла на Украине. Занимавший этот пост почти семь лет Михаил Зурабов уже отправлен в отставку указом Владимира Путина 28 июля, а с назначением на его место полпреда президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича возникли проблемы. В конце прошлой недели Кремль направил в Киев документы для получения агремана (одобрения) на имя Бабича (тогда же его кандидатуру в закрытом режиме одобрили комитеты по международным делам Госдумы и Совета Федерации). Однако в среду вечером замминистра иностранных дел Украины Елена Зеркаль заявила, что вопрос одобрения Бабича «снят с повестки дня по инициативе Киева» и более не рассматривается. Украинский посол был отозван из Москвы еще в 2014 г., а дипмиссию возглавляет временный поверенный, но на уровень отношений это не влияет, добавила она. Причина в отсутствии «положительной динамики» вокруг ситуации в Донбассе и «вокруг всего контекста российской агрессии», пояснил в четверг министр иностранных дел Украины Павел Климкин, назвав вопрос персоналий «вторичным».

В Москве тем не менее не считают заявления официальных лиц в Киеве отказом в агремане и продолжают выступать за сохранение отношений на уровне послов, сказал в четверг пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Если же в Киеве решат понизить уровень дипотношений, «то это выбор украинской стороны», добавил он. На письменный вопрос «Ведомостей», получили ли в Москве формальный отказ на запрос о подтверждении агремана для Бабича, Песков не ответил.

Война на пороге

Представитель самопровозглашенной ДНР Денис Пушилин заявил, что если Украина не выполнит пункты минских соглашений о прекращении огня, то возможно возобновление открытых военных действий.

В дипломатической практике страны, отношения с которыми считаются важными и неординарными, подбирают послов двумя путями – либо среди кадровых дипломатов высокого уровня, либо политических назначенцев, поясняет бывший посол России в Японии Александр Панов. Во втором случае заместителем обязательно назначается кадровый дипломат, чтобы он вел основную работу, добавляет Панов. Обкатывание кандидатуры на должность посла всегда идет в закрытом режиме, чтобы в случае несогласия страны пребывания можно было заменить кандидата, не вынося это в публичную плоскость, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к российскому МИДу. Это особенно чувствительно в ситуациях, когда кандидатура неоднозначная и может вызвать отрицательную реакцию страны, поскольку вынесение отказа в публичную плоскость может нанести ущерб дипломату или политику, подчеркивает он. В любом случае решение всегда принимается на уровне высшего руководства страны, поскольку посол аккредитован при главе государства, говорит собеседник.

Назначению нового посла России могли помешать как тот факт, что отношения между странами практически заморожены, а военное противостояние в Донбассе не завершено, так и фигура предложенного Украине посла – «не миротворца и дипломата, а человека войны», считает украинский политолог Владимир Фесенко. Сам он склоняется к первой версии. «Наиболее вероятный сейчас вариант – представительство переходит на уровень временных поверенных. Если бы приняли Бабича, нужно было возвращать и нашего посла в Москву, а это значило бы, что мы идем на улучшение отношений», – объясняет Фесенко возможную логику украинских властей.

Киев давно хотел понизить уровень отношений, в том числе руководствуясь внутриполитическими причинами: первый шаг он сделал еще в 2014 г., отозвав своего посла, говорит руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Унижать Зурабова, учитывая особый характер его отношений с президентом Петром Порошенко, там не хотели, а поскольку Москва пошла на рокировку и к тому же назначила не кадрового дипломата, а человека из силовой сферы, то у Порошенко «появился хороший повод продемонстрировать жесткость, показать, что он может принимать решения», считает Кортунов. Москва же осознанно шла на риск в расчете обратить в свою пользу любое развитие событий. Если примут Бабича – это означало бы, что Киев готов играть по правилам Москвы. Если откажут в агремане, что не часто происходит, это к тому же произойдет без существенных оснований: Бабич ни в крымских, ни в донбасских событиях не участвовал. «Можно ожидать, что пропагандистская машина отыграет это по максимуму», – предполагает Кортунов.