Турция грозит Евросоюзу разрывом соглашения о беженцах
Анкара требует от Брюсселя назвать точную дату введения безвизового режимаПосол Германии в Анкаре в понедельник был вызван в МИД Турции в связи с запретом со стороны конституционного суда Германии на трансляцию выступления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на митинге турецкой диаспоры в Кельне. На мероприятие пришло, по разным оценкам, от 20 000 до 40 000 человек. Анкара также отозвала своего посла в Берлине для консультаций. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу в интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung в понедельник заявил, что без введения безвизового режима Анкара выйдет из соглашения с ЕС по беженцам, обозначив сроки предоставления режима: «Это может быть начало или середина октября, мы ожидаем окончательной даты». Заявление турецкого политика вызвало жесткую критику в Берлине. «Ни Европа, ни, в частности, Германия ни в коем случае не должны поддаваться давлению Анкары», – заявил министр экономики и вице-канцлер Германии Зигмар Габриэль. «Выполнение всех 72 критериев – обязательное условие введения безвизового режима с ЕС, мы тут не на турецком базаре», – заявил глава входящего в правящую коалицию Христианско-социального союза Баварии Андреас Шойер, подчеркнув, что введение безвизового режима с Турцией в настоящее время полностью исключено.
Чистка конституции
Премьер Турции Бинали Йылдырым договорился с лидерами двух других парламентских партий – кемалистской НРП и националистической ПНД о выработке поправок в конституцию для очистки от сторонников проповедника Фетхуллаха Гюлена.
Турецкая диаспора в Германии менее критична по отношению к правительству, чем турки в Турции, считает руководитель центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов: «У большинства немцев турецкого происхождения два гражданства и крепкая связь с исторической родиной». Своей партии у немецких турок нет, они составляют ту часть электората, за которую борются многие партии, однако если бы они образовали условную проэрдогановскую партию, то смогли бы набрать на выборах несколько процентов. Опасения немецких властей по поводу митинга в Кельне были вполне обоснованны, полагает Белов: «Эрдоган – заводной политик, несколько десятков тысяч человек могли себя повести и неадекватно».
Эрдоган и без новых конфликтов может выйти из соглашения по беженцам, считает Белов: «В начале июня бундестаг принял резолюцию о признании геноцида армян, что стало пощечиной турецкому президенту, которую он никогда бы не простил. Сказалось и постоянное косвенное осуждение турецкого лидера, возросшее после попытки переворота».
Отношения Эрдогана и ЕС всегда были неоднозначными, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов: «Его политика всегда была двоякой: с одной стороны, он продвигает идеи неоосманизма. С другой стороны, поднимая вопросы членства Турции в ЕС, он работает на слой турецких бизнесменов, связанных с Европой, и на тех турок, чьи родственники проживают в европейских странах, а таких много. Выступления Эрдогана перед турецкой диаспорой в Германии воспринимаются некоторыми политиками в Берлине как вмешательство во внутренние дела». ЕС ничего сейчас не сможет противопоставить Эрдогану, считает Белов: «Эффективность дипломатии и воззваний к совести стремится к нулю. Никаких санкций на Турцию наложено не будет, Европа находится в намного более проигрышной позиции».