Региональные власти не хотят отвечать за опасное состояние дорог
Они просят правительство отложить или отменить повышение штрафов для чиновниковВосемь регионов направили в Госдуму просьбу не принимать или скорректировать законопроект, предусматривающий наказание для чиновников за некачественные дорожные работы. Подготовленные правительством и МВД поправки в КоАП (одобренные в первом чтении Думой) ужесточали ответственность за несоблюдение требований безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции или ремонте дорог. Максимальный размер штрафов для должностных лиц при причинении ущерба здоровью пострадавших увеличивался до 100 000 руб., для юридических лиц – до 500 000 руб., а при повторном неисполнении указаний об исправлении недостатков чиновникам грозит дисквалификация до трех лет.
Свои отзывы в думский комитет по конституционному законодательству отправили Владимирская, Псковская, Курская, Томская области, Челябинск, Ставрополь, Марий Эл и Карелия. Губернатор Курской области Александр Михайлов просит отклонить рассмотрение данного законопроекта как несвоевременного, Челябинская область предлагает отсрочить принятие законопроекта не менее чем на три года, а Псковская, Томская области и Марий Эл – уменьшить размер штрафов для должностных лиц в 10 раз, исключив в качестве наказания дисквалификацию. Комитет по конституционному законодательству Владимирской области в своем обращении отмечает, что финансирование дорожных работ идет за счет средств, поступающих в региональные дорожные фонды, и имеет ограниченный объем. Финансирование на уровне 11–14% от нормативной потребности заведомо относит чиновников к правонарушителям, сказано в документе. Размеры штрафов не должны стать несоразмерным бременем для должностных лиц и 10-кратное увеличение штрафов приведет к увольнению опытных кадров и росту коррупции, считают чиновники Владимирской области. Около половины автодорог Челябинской области не соответствуют нормативам, а поддержки службы весового контроля со стороны федерального центра нет, говорится в отзыве этой администрации. Штрафы – это хорошо, они повышают ответственность, но одно дело, когда есть все, чтобы содержать дороги в порядке, но работа не ведется, и совсем другое – когда денег нет, говорит депутат-единоросс Заксобрания Владимирской области Роман Кавинов.
Цена вопроса
Из-за дорожных дефектов, по данным МВД России, в 2014 г. произошло 59 906 дорожно-транспортных происшествий, а в 2015 г. – уже 63 093. В 2014 г. из-за плохого состояния дорог погибло около 7000 человек.
«Тема ответственности поднималась на прямой линии с президентом, и то, что в регионах говорят об отсутствии денег, странно. Куда же идет транспортный налог?» – удивлен депутат Ярослав Нилов (ЛДПР). Когда арестовывают очередного губернатора, у него оказывается денег на несколько дорог, добавляет он. Обязанность по содержанию дорог уже много лет лежит на их собственниках, статья об ответственности долгое время была малоприменяемой или вообще неприменяемой – практики не было, вот субъекты и начали паниковать, объясняет собеседник в аппарате Госдумы. Регионы не возражают против ответственности, когда собственник не обеспечивает безопасность дорожного движения при проведении работ, но другая сторона проблемы в том, что иногда собственники-регионы под предлогом отсутствия денег не торопятся даже обозначить яму на дороге, говорит чиновник. Регионы боятся, что их будут наказывать более жестко, хотя на самом деле законопроект просто предупреждает, что с ямой на дороге нужно сделать хоть что-то, считает собеседник. По его словам, есть лукавство и со стороны правительства: вместо того чтобы давать деньги, оно усиливает наказания, но лукавят и регионы, которые отмахиваются от ответственности, ссылаясь на отсутствие денег.
«Законопроект вполне логичен: если причинен вред здоровью, то надо заплатить большие штрафы, не выполнено предписание ГИБДД по устранению нарушений – тоже штраф», – считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Сейчас ГИБДД дает предписания, но их не выполняют, потому что наказания за это нет. А если нет наказания, то незачем и тратить деньги на выполнение предписаний. Регионы не хотят брать на себя ответственность – нарушать они хотят, а отвечать нет», – негодует активист. Речь идет о затратах на временные дорожные знаки, освещение и о дополнительных требованиях к качеству работ – это стоит копейки, возмущен Шкуматов. Следует спросить правительство той же Владимирской области, все ли 100% средств, выделенных на дороги, расходуются по назначению, заключает он.