Елена Мизулина предложила исключить из Уголовного кодекса норму о «семейных побоях»
Это может привести к росту семейного насилия, опасаются экспертыЗампред конституционного комитета Совета Федерации Елена Мизулина внесла в Госдуму законопроект, исключающий уголовную ответственность за «побои в отношении близких лиц» без нанесения вреда здоровью. Она предлагает отнести эти деяния к административным правонарушениям, исправив таким образом недавно декриминализованную статью 116 УК (см. врез). По мнению сенатора, новая редакция содержит ряд «спорных, антисемейных положений», так как от уголовной ответственности за такие побои освобождаются все, кроме близких родственников. «Принятая новая редакция статьи убеждает нас в том, что поведение членов семьи, применивших к ребенку легкие воспитательные меры в виде шлепка, или конфликтующих супругов является более общественно опасным, чем поведение постороннего человека, нанесшего побои на улице», – объясняет Мизулина. Эти изменения лишь легализуют ювенальную юстицию, т. е. необоснованное вторжение в семейные дела, считает она.
Лишение родительских прав и предлагаемая к изменению статья никак не связаны, отмечает член комитета Госдумы по уголовному законодательству Рафаэль Марданшин («Единая Россия»): «У нас уже давно можно лишать родительских прав за жестокое обращение с детьми, и некоторых родителей это останавливает от побоев, так как они понимают всю серьезность последствий». Политика государства направлена на максимальное сохранение семей, и если есть возможность оставить ребенка в семье без угрозы для его жизни и здоровья, то выбирают именно этот путь, добавляет соруководитель проекта «Единой России» «Комфортная правовая среда» Игорь Судец. КПРФ едва ли поддержит этот законопроект, хотя некоторое здравое зерно в нем есть, говорит депутат Олег Смолин.
Новая редакция
По новой редакции ст. 116, принятой в июле, в первый раз за побои следует административное наказание, а при повторном нарушении в течение года или за причинение побоев близким родственникам – уголовная ответственность.
Сейчас маятник движется в сторону гуманизации законодательства и благодаря этому законопроекту будет поломано меньше судеб, считает адвокат фирмы «Юст» Александр Боломатов: «Поправка имеет большое значение. Безусловно, семейные побои – недопустимое деяние, но если люди находятся в семейных связях, то их отношения даже в случае острого конфликта не так общественно опасны, чтобы попадать под уголовное наказание». С точки зрения УК разделить несколько шлепков в воспитательных целях и жестокое избиение с причинением физической боли (хотя и без вреда здоровью) попросту невозможно, возражает адвокат фирмы «Бородин и партнеры» Сергей Бородин. В обоих случаях эти действия формально должны квалифицироваться по ст. 116, но это чистая теория, утверждает он: «Маловероятно, что кого-то привлекут к уголовной ответственности за шлепок ребенку в воспитательных целях». А если рассуждать, как авторы законопроекта, то необходимо декриминализовать и незаконное лишение свободы, не связанное с похищением, дабы не поставить под угрозу уголовной ответственности родителей, которые ставят детей в угол, добавляет Бородин: «Поддержав отмену уголовной ответственности за «семейные» побои, фактически мы поддержим безнаказанное избиение женщин и детей со стороны главы семейства. А эти преступления и так в большинстве своем носят латентный характер».
Член Совета по правам человека Андрей Бабушкин тоже считает поправку Мизулиной опасной: «Каждое пятое убийство происходит из-за царившего в семье насилия, это большая проблема всей современной Европы. И убирать уголовную ответственность за семейное насилие – очень опасная вещь». В переводе этой проблемы из уголовной сферы в административную есть рациональное зерно, ведь привлечь к административной ответственности проще, полагает эксперт: «Сейчас это дело публичного обвинения, когда оформлением материала по административному делу занимается полиция, какой-то сегмент семейного насилия будет легче пресекать. Но в данном случае максимальный срок – 15 суток, кого-то это, может, и остановит, но значительная часть вернется в семью и вновь даст волю эмоциям».