В Турции нарастают массовые репрессии после неудавшегося переворота
ЕС и США их не одобряют, но помешать не смогутЕвропейский союз (ЕC) в понедельник подверг критике проводимую президентом Турции Реджепом Эрдоганом чистку после попытки переворота в Турции в ночь с пятницы на субботу. «Списки [задержанных по подозрению в причастности к перевороту] сейчас доступны, и складывается впечатление, что их составили заранее, чтобы использовать на определенном этапе. Это именно то, чего мы боялись», – заявил еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан. После того как утром в субботу стало понятно, что путч провалился, власти Турции начали беспрецедентные чистки и массовые аресты в силовых и административных структурах. В понедельник премьер-министр страны Бинали Йылдырым сообщил, что на данный момент по подозрению в организации попытки переворота задержаны более 7500 человек.
Попытка переворота будет иметь далекоидущие последствия для внутренней турецкой политики, убежден профессор университета Bilkent в Анкаре Онур Ишчи: «Она провалилась, потому что далеко не все военные ее поддерживали. Если бы к перевороту в полной мере присоединились сухопутные войска и военно-морской флот – исход для Эрдогана мог быть совсем иным. Эрдоган продолжит чистки и еще больше централизует власть, поэтому будущее турецкой демократии выглядит совсем нерадужно». Чистки в армии назревали в любом случае, попытка переворота их просто ускорила, считает бывший посол в Саудовской Аравии Андрей Бакланов: «Процесс этот далеко не новый: отношения между светской армией и Эрдоганом, который стоит на качественно других позициях и хотел иметь более лояльных генералов и офицеров, всегда складывались непросто. Слухи о том, что Эрдоган готовит чистки, просочились в армию и привели к взрывному развитию ситуации, что показала высокая степень неподготовленности восставших. Эрдоган сейчас делает как раз то, из-за чего и начался весь сыр-бор, но это еще далеко не конец схватки, а чистки затронут более широкие слои населения».
«Пусть наш народ не отождествляет монстров в военной форме со всей доблестной турецкой армией. Мы будем действовать в рамках закона, но от ответственности никто из виновных не уйдет».
«У НАТО есть требования в области демократии. НАТО будет очень тщательно взвешивать происходящее. Я надеюсь, что действия Турции будут соответствовать тому, что они мне говорили».
Реакция Эрдогана на попытку переворота в Турции неспроста вызывает в Европе такую настороженность, полагает заместитель директора Института международных отношений в Риме и советник Федерики Могерини Натали Точчи: «Если бы попытка переворота увенчалась успехом, то отношения Анкары с Брюсселем были бы заморожены, а вопрос членства страны в ЕС полностью приостановлен. Хорошая новость состоит в том, что переворот не удался, однако ответ на нее – дальнейшее расшатывание демократического порядка через нарушение прав человека, попрание закона и введение смертной казни – делает отношения ЕС и Турции не менее проблематичными». Критика со стороны Брюсселя и Вашингтона будет идти по нарастающей, если чистки продолжатся, однако она имеет свои пределы, продолжает Точчи: «Мы давно поняли, что изменения в отдельно взятой стране произойдут, если их поддерживает население, и будет замечательно, если критикам хотя бы не будут закрывать рот. Мы будем продолжать настаивать на своей точке зрения, однако мы мало что можем сделать, пока поддержка Эрдогана в самой Турции настолько высока». Сохранение близких отношений с Западом и усиление роли Турции на Ближнем Востоке – два основных направления внешней политики Турции и отказываться ни от одного из них Анкара не будет, уверен Бакланов: «Сам Эрдоган может менять тактику и соотношение этих двух элементов в своей политике, но ни от одного не откажется. Он человек очень эмоциональный, доводящий некоторые вещи до логического абсурда, а европейские политики реагируют на его действия под влиянием общественного мнения, но обе стороны друг в друге заинтересованы».