Главный борец за Brexit Борис Джонсон стал министром иностранных дел
Ожидать улучшения отношений Лондона с Москвой вряд ли стоит, считает экспертНовый премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в четверг сформировала свое правительство. Бывший министр иностранных дел Филип Хаммонд назначен министром финансов. Пост министра юстиции займет Лиз Трасс, она сменила Майкла Гоува, который был соперником Мэй в борьбе за премьерское кресло. Евроскептик Дэвид Дэвис назначен госсекретарем по вопросам Brexit. Бывший мэр Лондона Борис Джонсон возглавил министерство иностранных дел. Джонсон был самым ярким среди сторонников Brexit, ему прочили должность премьера, но он снял свою кандидатуру с внутрипартийных выборов. Его назначение вызвало неоднозначную реакцию в ЕС. «Вы знаете его стиль, его метод ведения кампании. Он много лгал британцам, и вот теперь он оказался прижатым к стенке», – заявил министр иностранных дел Франции Жан-Марк Эйро. Мэй сменила на посту премьера Дэвида Кэмерона, который ушел в отставку после референдума о выходе Великобритании из Евросоюза.
Решение о назначении Джонсона в российском МИДе встретили со сдержанным оптимизмом. «Книга российско-британских отношений давно ждет того, когда будет перевернута не лучшая страница в истории двустороннего взаимодействия. Да и взаимодействием это вряд ли можно было назвать. Если у британской стороны при новом руководителе внешнеполитического ведомства будет соответствующее желание и намерение, мы это поддержим. Могу сказать, что по господину Хаммонду мы скучать не будем», – заявила представитель МИДа Мария Захарова на брифинге в четверг.
Brexit привел к отставке Кэмерона и будет одним из факторов британской политики еще на протяжении нескольких лет, он сыграл большую роль в распределении постов нового кабинета, считает доцент University of London Бенджамин Ворфи: «Новый кабинет – попытка нащупывания баланса между сторонниками кандидатуры Мэй и ярыми сторонниками Brexit, прежде всего это Джонсон и Дэвис. То, что часть бывших министров лишилась постов, говорит о разрыве с прежней экономической линией и старыми раздорами в стане консерваторов, в результате чего ушел Гоув – давний соперник Мэй. Существенные перестановки призваны показать ее готовность рисковать и жесткость». Самое громкое назначение – Борис Джонсон – не стоит переоценивать, ведь из компетенции министра иностранных дел Великобритании изъяты многие вопросы. Например, вопросами внешней торговли и международного сотрудничества и развития, а также вопросами Brexit будут заниматься специально назначенные министры, продолжает британский эксперт: «Его полномочия довольно сильно урезаны. Он, конечно, может подпортить репутацию Великобритании, но расчет делается скорее всего на то, что даже если он «наделает делов», то его всегда можно уволить. Мэй нужно было назначить на видный пост хотя бы одного ярого сторонника Brexit, а учитывая напряженные отношения Мэй с Гоувом, им стал именно Джонсон». Непредсказуемой, как сам английский политик, может стать и внешняя политика Великобритании, тем не менее рассчитывать на новые взаимоотношения с Москвой не стоит, убежден эксперт: «Перевернет ли Борис новую страницу? Вряд ли. Решающим фактором здесь станет то, как пройдет Brexit и понадобятся ли Великобритании новые союзники».