НАТО защищает свои границы от «агрессивных действий» России

Но в самом альянсе есть внутренние противоречия, на которых может играть Москва
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг/ NATO

Саммит НАТО в Варшаве одобрил решение о размещении сил быстрого развертывания (четыре батальона по 1000 человек) в Польше и странах Балтии. «Агрессивные действия России, включая военные провокации на границах альянса, и ее очевидное намерение добиваться своих политических целей посредством угроз и использования силы являются источником региональной нестабильности, фундаментальным вызовом для альянса, опасностью для евроатлантической стабильности и долгосрочной угрозой целостной, свободной и мирной Европе», – говорится в финальном коммюнике. Кроме того, принято принципиальное решение о развитии военно-морской составляющей НАТО, которой долго не уделялось внимания, говорит высокопоставленный военный чиновник альянса. По его словам, НАТО предпримет дальнейшие действия по сдерживанию России в Черном и Балтийском морях и на Дальнем Востоке – на всех участках, где российская армия усилила в последнее время свои позиции.

Йенс Столтенберг
Генеральный секретарь НАТО

Альянс един в своем подходе, который основывается на крепкой обороне и конструктивном диалоге. Я был рад видеть сильную поддержку данного послания внутри НАТО и наше исключительное единство в этом вопросе.

Генсек НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференции постоянно подчеркивал, что альянс стоит перед множеством вызовов и находится в процессе адаптации к изменившейся ситуации в сфере безопасности, проявлением чего являются и принятые решения. Холодная война ушла в прошлое и НАТО не стремится к конфронтации с Россией, но конфликт на Украине и присоединение Крыма поменяли правила игры, сказал он.

Это действительно не холодная война, это хуже, причем в первую очередь для России, убежден директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, выступавший на экспертной площадке саммита: «Если мы сравним НАТО и Россию сейчас, то наша страна уступает по всем направлениям, кроме разве что ядерного оружия. Более слабая сторона в случае конфликта несет и более высокие риски, а запаса времени на обдумывание у нас нет, и приходится действовать быстро. Во время холодной войны, несмотря на все различия и ненависть, все-таки были диалог и уважение, а сейчас ничего этого нет: совет Россия – НАТО используется по минимуму и превратился в инструмент управления конфронтацией».

Мария Захарова
Представитель МИД России

НАТО продолжает существовать в некоем военно-политическом «зазеркалье». Вопреки объективным интересам поддержания мира <...> альянс концентрирует свои усилия на «сдерживании» несуществующей «угрозы с Востока.

Главной проблемой НАТО является разрозненность в собственных рядах, которую иногда поощряет Москва, считают многие эксперты. «Решения в Москве принимает узкая группа лиц, в основном в униформе, а потому они понимают, когда вы блефуете. Ясность и четкость позиции принципиально важна, неправильно сначала коллективно накладывать санкции, а потом говорить, что это решение могло быть ошибочным. То же самое касается совместных учений, не должно быть критики в наших рядах. Мы не должны бояться Москву обидеть, это они скорее действуют как обиженные», – говорит бывший посол Эстонии в России Юрий Луйк. Внутренние противоречия могут в перспективе сыграть с НАТО злую шутку, ведь в ближайшие два года в ключевых странах альянса (США, Франция, Германия) пройдут выборы, согласен советник польского МИДа Пшемыслав Граевский: «На войне нельзя делать того, что от тебя ожидает твой враг. Мы не должны делить угрозы на восток и юг, нам нельзя иметь внутренние противоречия. И если на выборы в США Россия повлиять не может, то, например, набирающие силу националиcтические силы во Франции и Германии настроены пророссийски».

Москву в НАТО сейчас ненавидят далеко не все, добавляет Тренин: «Среди таких прежде всего Польша, Прибалтика, может быть, Швеция, а вот, например, в Германии или Франции эта тема не так важна». Каждый выполняет свою работу, задача НАТО – убедить входящие в него страны в своей эффективности, но и у Москвы есть свой интерес в конфронтации, считает военный обозреватель Александр Гольц: «В ситуации конфронтации с НАТО наша страна становится обороняющейся крепостью, а на войне работают другие правила, такая логика Кремлю выгодна. Другой вопрос – сможет ли Москва оперативно нарастить силы для реального ответа НАТО? Реформы в армии у нас проводились, когда такой угрозы не было, и существенно увеличить количество военных в короткие сроки будет сложно».

Варшава