Пакет Яровой готов к одобрению Советом Федерации
Критику со стороны бизнеса, мусульман и региональных лидеров сенаторы проигнорировалиАнтитеррористический закон единороссов Ирины Яровой и Виктора Озерова может быть одобрен Советом Федерации уже в среду. Соответствующую рекомендацию коллегам дали во вторник комитеты по конституционному законодательству и по обороне и безопасности. Членов конституционного комитета во главе с Андреем Клишасом удовлетворило изъятие из документа норм о лишении террористов гражданства и ограничении выезда из страны лиц, предупрежденных о возможной экстремистской деятельности, других потенциально нарушающих конституционные права граждан пунктов сенаторы не нашли. Комитет по обороне, возглавляемый соавтором закона Озеровым, также единогласно высказался в поддержку инициативы, причем этот вопрос, несмотря на формально открытый режим заседания комитета, был рассмотрен без участия прессы. Член комитета Алексей Кондратьев отметил, что возражения бизнес-омбудсмена Бориса Титова и мобильных операторов «большой тройки» были озвучены, но не получили поддержки. Операторы должны исключить возможность вербовки россиян через интернет с каждого мобильного устройства, ведь в группе риска молодежь от 15 до 35 лет, добавил Кондратьев. А заработать средства на хранение данных они могут за счет других услуг, выразил уверенность сенатор.
В законе есть шероховатости, но голосовать против него сенаторам от Татарстана вряд ли будет целесообразно, считает собеседник в республиканском парламенте. Он допустил, что представители Татарстана в Совете Федерации Ильдус Ахметзянов и Олег Морозов могут поднять при обсуждении возникшие в республике вопросы, а если из Казани поступит официальный документ от депутатов, сенаторы смогут его зачитать на пленарном заседании. Оба сенатора от Татарстана во вторник были недоступны для журналистов.
Во второй половине дня закон рассматривался на заседании совета палаты. Было принято решение, что документ соответствует нормам Конституции и может быть принят, сказал «Ведомостям» председатель комитета по регламенту Вадим Тюльпанов, но раскрывать детали обсуждения не стал.
Мусульмане опасаются
Поправки, касающиеся миссионерской деятельности, предусматривают ограничения на проведение богослужений, распространение религиозной литературы, сбор пожертвований. По мнению исламских организаций, это ставит под вопрос некоторые традиционные мусульманские обряды.
Между тем днем во вторник пакет Яровой был жестко раскритикован на заседании парламента Татарстана как нарушающий права мусульман (см. врез). Бывший президент республики, а ныне госсоветник Минтимер Шаймиев заявил, что законопроект принят в спешке, и призвал сенаторов от Татарстана донести эту критику до руководства верхней палаты, чтобы добиться возвращения закона в Госдуму для рассмотрения новым созывом депутатов осенью. Мнение Шаймиева поддержал председатель парламента Фарид Мухаметшин.
На совете палаты Озеров ответил на все вопросы по этому законопроекту, в том числе относительно замечаний Шаймиева, говорит сенатор, пожелавший остаться неназванным: «Копья вокруг этого закона не ломали, главное – что он не нарушает норм Конституции. По тому, как прошел совет, ощущение, что на пленарном заседании закон поддержат». Скорость прохождения законопроекта через Думу говорит о том, что было принято принципиальное решение одобрить его депутатами текущего созыва, добавляет сотрудник аппарата Совета Федерации. И если верхняя палата одобрит поправки, то предотвратить его вступление в силу сможет только президент, наложив на закон вето, напоминает аппаратчик.
Законопроект беспокоит Татарстан и другие мусульманские регионы, а также представителей других конфессий, в частности протестантов, которые живо отреагировали на него, говорит политолог Константин Калачев. «Если сенаторы Татарстана найдут поддержку у представителей других субъектов, то теоретически нельзя исключать, что принятие законопроекта может быть отложено для дополнительных консультаций. Тем более что президент на съезде единороссов говорил о том, что нужно слушать и слышать людей», – добавляет он.