Немецкие политики предлагают смягчить подход НАТО к России
Но быстрых изменений в политике Германии ждать не стоит, считает экспертНемецкий дипломат, председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер в среду в эфире телепрограммы Panorama порекомендовал НАТО вести себя сдержаннее с Россией, пояснив, что «риск эскалации военных действий сейчас выше, чем в последнее десятилетие холодной войны, последние 25 лет и вообще когда-либо». Стратегию НАТО в отношении России он охарактеризовал как одностороннюю и держащуюся лишь на демонстрации военной силы, призвав не забывать о диалоге. Генерал бундесвера, экс-председатель военного комитета НАТО Харальд Куят тоже призвал к восстановлению доверия, добавив, что Совет Россия – НАТО мог бы играть в этом большую роль.
В конце прошлой недели скептически отозвался об учениях НАТО в Восточной Европе министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер: «Чего нам сейчас не следует делать, так это продолжать обострять ситуацию бряцанием оружия и боевыми кличами. Те, кто считает, что передвижения танков обеспечат больше безопасности на восточных границах НАТО, заблуждаются». Правда, уже во вторник канцлер Ангела Меркель, напротив, призвала укрепить восточный фланг НАТО. На саммите альянса, который пройдет в Варшаве 8–9 июля, будут приняты в том числе в ответ на «агрессивную политику России» окончательные решения об усилении военного присутствия НАТО в Восточной Европе, заявил генсек альянса Йенс Столтенберг.
Игра мускулами
В течение июня НАТО провело пять крупных военных учений на территории Восточной Европы, включая крупнейшие маневры этого года – «Анаконда» в Польше, в которых приняли участие военные 23 стран.
Заявления немецких политиков не стоит недооценивать: Куят с политической арены уже сошел, но Штайнмайер и Ишингер – люди очень влиятельные, говорит руководитель департамента исследований России, Восточной Европы и Центральной Азии в немецком совете по международным отношениям Штефан Майстер: «Их высказывания говорят о некотором сдвиге, который постепенно происходит в немецкой политике, в сторону менее скептического отношения к России. Сам Штайнмайер действительно обеспокоен возможным обострением отношений с Москвой, к тому же он из партии социал-демократов, которая на протяжении десятилетий выстраивала с Россией особые отношения, из этой же партии Герхард Шредер – друг Путина. И однопартийцы на Штайнмайера по этому вопросу давят». Помимо внешнеполитического вопрос отношений с Москвой приобретает и внутренний оттенок: социал-демократы начали подготовку к выборам в бундестаг в 2017 г. и отношения с Россией станут одним из тех вопросов, за счет которых они хотят дистанцироваться от партнеров по коалиции из партии Меркель и привлечь новых избирателей, продолжает Майстер, хотя голосов для образования собственной коалиции им все-таки не хватит. Кардинальных изменений в политике Берлина пока ждать не стоит, считает эксперт: «Германия – ключевой игрок в Европе и НАТО, теоретически она может даже заблокировать дальнейшее развертывание сил НАТО в Восточной Европе, ведь ключевые решения там принимаются консенсусом, но в ближайшие год-два этого все-таки не произойдет. Штайнмайер разыгрывает собственную карту перед саммитом НАТО. Многое зависит от позиции самой России и ее способности к диалогу, например, по украинскому вопросу, но пока Москва скорее провоцирует, чем идет на компромиссы».