Участники Петербургского форума поговорили об антироссийских санкциях

Но на вопросе об их продлении, который уже решен, это никак не скажется
На открытии Петербургского форума политика опередила экономику
На открытии Петербургского форума политика опередила экономику / Е. Разумный / Ведомости

Петербургский международный экономический форум открылся громкими политическими заявлениями. Выступая на утренней сессии, где он был главным и единственным спикером, экс-президент Франции Николя Саркози сообщил, что накануне на приватной встрече «со своим другом» Владимиром Путиным предложил России первой сделать шаг навстречу в затянувшемся противостоянии с Западом, отменить свои контрсанкции – и в ответ Европа отменит свои. Такой шаг был бы проявлением силы Путина, а не слабости, уверен Саркози: «Я среди тех, кто считает, что необходимо отменить санкции. У нас достаточно проблем помимо этого, нам не нужно еще страдать. Самый сильный должен протянуть руку первым, и самый сильный – это президент Путин». Заодно экс-президент раскритиковал США, заявив, что Европа и Россия должны выстраивать отношения в своих интересах без оглядки на Вашингтон, и власти Украины, которые должны выполнять политическую часть минских соглашений, но «ничего не делается». Правда, от прямого ответа на вопрос «Ведомостей» о принадлежности Крыма Саркози уклонился, пояснив, что полуостров не упомянут в минских договоренностях и, «если хотим идти вперед, не надо поднимать этот вопрос».

Крымский вопрос не нужно ставить впереди более актуальных проблем, согласился экс-министр иностранных дел Франции Убер Ведрин. По его мнению, первоочередными проблемами являются урегулирование в Донбассе и борьба с радикальными исламистами в Сирии, а выбираться из «украинской ловушки» нужно совместно, восстанавливая стратегические отношения России и Европы и учитывая ту роль, которую Россия играет в сирийском урегулировании, где «западная позиция хоть и была обоснованной, но провалилась».

Выступивший на открытии форума председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер выражался более осторожно. Он призвал восстановить прежний уровень доверия между Россией и Европой «даже вопреки экономическим санкциям», но про сами санкции сказал, что единственный путь к их снятию – это «полное выполнение минских договоренностей, ни больше, ни меньше», не забыв упомянуть и «аннексию Крыма». Свой приезд в Петербург Юнкер объяснил тем, что хочет «наводить мосты» и надеется на продолжение «честных разговоров» с Путиным (см. врез). Примерно в это же время, как сообщили информагентства, председатель Европейского совета Дональд Туск заявил на пресс-конференции в Хельсинки, что «ситуация сейчас ясна» и санкции будут продлены «еще до заседания Европейского совета, т. е. на более низком уровне».

Разговор о вечном

Согласно лаконичному сообщению пресс-службы Кремля, на встрече Владимира Путина с Жан-Клодом Юнкером «обсуждались перспективы развития отношений России с Евросоюзом».

Реакция наблюдателей на выступление европейцев на форуме оказалась неоднозначной. Резкое выступление Саркози «означает либо то, что он следующий президент, либо то, что он говорит то, что от него хотят слышать за какие-то призовые», полагает федеральный чиновник: «Он же чувствует складывающуюся конъюнктуру, пытается оседлать волну». Приезд Юнкера и его контакт с Путиным говорит о «возвращении наших отношений к нормальности», заявил постпред России при ЕС Владимир Чижов (цитата по «РИА Новости»). А гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов полагает, что, «исходя из текущей политической ситуации, можно говорить о возможности постепенной отмены санкций при условии выполнения минских соглашений» и именно эта модальность могла обсуждаться Путиным и Юнкером.

Саркози может говорить все, что угодно, и не нести за это никакой ответственности, возражает Евгений Осипов из Института всеобщей истории РАН: «Его заявление рассчитано на россиян: если ты друг России и тебя пригласили на такой форум, то нужно что-нибудь такое дружественное заявить». По мнению эксперта, переоценивать слова Саркози не стоит: его партия имеет хорошие позиции в парламенте, но за все внешнеполитические решения во Франции отвечает президент, а шансы Саркози стать президентом в 2017 г. сомнительны. Заявления Саркози на позицию ЕС никак не повлияют, согласен руководитель департамента исследований России, Восточной Европы и Центральной Азии в немецком Совете по международным отношениям Штефан Майстер: «ЕС по-прежнему за санкции, полная их отмена маловероятна, особенно учитывая, что российское руководство перестало идти на компромиссы по Восточной Украине. Нам нужен хоть какой-то позитивный сигнал от Москвы». Санкции будут продлены на следующей неделе, хотя к концу года их продление при условии соблюдения минских соглашений менее вероятно, полагает Майстер.