Адвокаты России сообщили суду США о взятках при приватизации ЮКОСа

Михаил Ходорковский не будет комментировать «эту ерунду», сказала его пресс-секретарь
Михаил Ходорковский, архивный кадр
Михаил Ходорковский, архивный кадр / С. Николаев / Ведомости

Россия представила в суд округа Колумбия «доказательства нарушений при приватизации нефтяной компании ЮКОС», сообщил ТАСС источник, близкий к российской стороне судебного разбирательства. Американский суд рассматривает ходатайство бывших акционеров компании (Hulley Enterprises Ltd., Yukos Universal Ltd. и Veteran Petroleum Ltd) о признании и исполнении в США решения Гаагского третейского суда о выплате им $50 млрд. «Шестеро олигархов захватили права собственности на компанию ЮКОС в ходе залоговой приватизации 1995–1996 гг. путем мошенничества, сговора и подкупа государственных должностных лиц», – пересказывает суть обновленного ходатайства собеседник ТАСС, близкий к российской стороне. Речь идет о госчиновниках, назначенных правительством Виктора Черномырдина управляющими ЮКОСа, которые «помогли подстроить процесс приватизации в пользу олигархов, сразу сделав тех миллиардерами». В обмен чиновники получили 15%-ный «откат», что «было равносильно взятке в размере $1–2 млрд», – рассказал он.

Получателями взятки в ходатайстве названы Сергей Муравленко, Юрий Голубев, Виктор Казаков и Виктор Иваненко, назначенные государством менеджерами ЮКОСа до приватизации компании, сообщает РБК со ссылкой на судебные документы. Из ходатайства следует, что шестеро российских «олигархов» пообещали им «огромные взятки», если те помогут правильно приватизировать компанию. Взятки перечислялись в 2002–2003 гг. в адрес подставной компании Tempo Finance Ltd. (Британские Виргинские острова). Между ней и Yukos Universal в 2002 г. был заключен договор, из которого следует, что «олигархи» пообещали отдать «должностным лицам» 15% от любой сделки по продаже акций ЮКОСа. На тот момент эта доля могла составлять от $1 млрд до $2 млрд, указывается в ходатайстве.

Российская защита в лице юристов White & Case утверждает, что эти доказательства мошенничества при приватизации ЮКОСа были впервые представлены в документах для Высшего регионального суда Берлина 20 апреля 2016 г., но имена Муравленко, Казакова, Иваненко и Голубева звучали в судах по делам компании в 2000-х гг. Обвинений им, впрочем, предъявлено не было. В 2007 г. Муравленко, давая свидетельские показания, рассказывал следователям, что перед приватизацией ЮКОСа Михаил Ходорковский «устно пообещал» экс-чиновникам, что их «материальные интересы будут учтены». Муравленко также рассказывал, что подписывал договор 2002 г., по которому Group Menatep Limited выплачивает денежные средства Tempo Finance, бенефициарами которой являлись четверо топ-менеджеров.

Эта же схема фигурировала в постановлении о привлечении Ходорковского в качестве обвиняемого и приговоре Хамовнического суда Ходорковскому и Платону Лебедеву в декабре 2010 г.

Как рассказали собеседники ТАСС, после заключения соглашения часть акций была продана «олигархами» в виде американских депозитарных расписок инвесторам из США, которые в итоге «потеряли миллиарды долларов, когда олигархам пришлось расплачиваться за свои преступления».

Глава Международного центра правовой защиты Андрей Кондаков оценивал потери американских инвесторов в $4,5 млрд., приводит РБК его заявление ВВС. «Было размещено приблизительно 15% уставного капитала ЮКОСа на американском и европейских рынках, и их купили мелкие инвесторы. Суммарно от продажи 15% своих акций ЮКОС получил порядка $4,5 млрд. То есть потери американских инвесторов составили $4,5 млрд», – отметил он.

Представитель России обосновал подачу ходатайства установлением новых фактов, свидетельствующих в пользу России, по сравнению с 20 октября 2015 г., когда российская сторона попросила американский суд отклонить требование истцов, сообщает РАПСИ. Адвокаты России в ходатайстве ссылаются на ход рассмотрения аналогичных исков в судах других стран, в том числе Германии и Голландии. Также в нем отмечается, что тяжба по делу ЮКОСа стала подобна «тяжкой ране, нанесенной экономической безопасности российского народа» в связи с «незаконными требованиями, оцениваемыми в миллиарды долларов», и изматывающим спором, продолжающимся уже 11 лет», цитирует РАПСИ.

Михаил Ходорковский не хочет комментировать «эту ерунду», сообщила его пресс-секретарь Кюлле Писпанен. «Остается только с удивлением смотреть, как власть изворачивается, пытаясь придумать новые сказки для того, чтобы не исполнять решения международных судов. Что касается означенных людей, на тот момент они не являлись должностными лицами, поэтому не принимали решения единолично. Как правильно отмечает РБК, важно, что ЮКОС уже раскрывал эту информацию по соглашению с менеджментом компании, она есть даже в материалах второго дела ЮКОСа. Я думаю, что это очередная попытка обмана суда и общественного мнения, то, чем власть занимается с того момента, как Россия проиграла в Третейском суде иск на $50 млрд», – сказала Писпанен «Ведомостям».

В конце марта 2016 г. СКР объявил, что выявил нарушения при приватизации ЮКОСа. Как говорил представитель ведомства Владимир Маркин, в 1996 г. для участия в инвестиционном конкурсе и залоговом аукционе команда Михаила Ходорковского представила принадлежащие ему ЗАО «Лагуна» и ЗАО «Реагент», утверждая, что эти компании являются самостоятельными юрлицами. В конкурсе и аукционе победила «Лагуна», однако оплата за акции была произведена за счет средств акционерного банка «Менатеп», основным источником которых являлись средства клиентов и вкладчиков. У «Лагуны» собственных средств не имелось. При этом «Менатепу» оплаченные за акции деньги возвращены не были, а несколько лет спустя банк обанкротили». Таким образом, акции были получены Ходорковским безвозмездно, на чужие деньги, т. е. фактически похищены, рассуждал Маркин. Из этого СКР делает вывод, что Hulley Enterprises Ltd., Yukos Universal Ltd. и Veteran Petroleum Ltd не являются инвесторами и не имели права обращаться с иском в Гаагский международный арбитраж в связи с нарушением их прав как инвесторов.

В апреле «Коммерсантъ» сообщил, что СКР квалифицирует выявленные нарушения при приватизации ЮКОСа во трем статьям: о причинении имущественного ущерба (ст. 315 УК), злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК) и «неисполнении решения суда или иного судебного акта». В тот же день источники информагентств заявили, что пока по приватизации ЮКОСа проводится только проверка и что действия подозреваемых еще не квалифицированы по статьям.

В конце марта 2016 г. Ходорковский заявил, что считает приватизацию нефтяных активов, на базе которых был создан ЮКОС, несправедливой, но законной. «Я купил ЮКОС в 1996 г., а отняли его у меня в пользу «хорошо известной лично» Путину «Байкалфинансгрупп» из распивочной «Лондон» в Твери в 2004. Я считаю несправедливым и первое, и второе. Но я купил, как все прочие, по тогдашним законам, а у меня отняли для друзей Путина, убив тюрьмой Алексаняна и изломав судьбы десятков людей», – написал он в Facebook.

В начале июня 2016 г. в интервью BBC Newsnight Ходорковскому задали вопрос, ощущает ли он ответственность как один из бывших олигархов, получивших богатства страны, за создание условий для прихода к власти сильного человека, который стал бороться с олигархами. Он ответил: «Я много думаю об этом. Я считаю, что главная проблема – это то, что в момент приватизации я, как и многие люди моего поколения, достаточно молодые люди, которые оказались в центре событий и понимали, как устроена современная экономика, не направили усилия на то, чтобы объяснить остальным согражданам, что же на самом деле происходит, а воспользовались открывающимися возможностями. Это бы не так здорово, и я могу ссылаться только на свою молодость. Но это не такая уж хорошая отговорка».