В Казахстане на 40 дней введен «желтый» уровень террористической угрозы
В результате событий в Актобе убиты 17 человек, не менее 38 раненыВ воскресенье на западе Казахстана в городе Актобе группа вооруженных людей совершила нападения на два оружейных магазина и воинскую часть национальной гвардии. По данным МВД Казахстана, убиты 17 человек (из них четверо нападавших) и еще не менее 38 ранены. События в Актобе признаны террористическим актом, в стране в понедельник на 40 дней был введен «желтый» уровень террористической угрозы, жителей просят с пониманием относиться к проводимой государственными органами работе. Участники нападения – приверженцы нетрадиционных религиозных течений, отчитались казахские силовики.
Вчера же комитет национальной безопасности Казахстана (КНБ) заявил, что казахский бизнесмен, директор «Шымкентпива» Тохтар Тулешов (задержан в январе и арестован по подозрению в финансировании преступной группы и хранении наркотиков) финансировал земельные протесты и планировал насильственный захват власти.
Несанкционированные протесты проходили в Казахстане весной – в ответ на планы властей внести поправки в земельный кодекс и разрешить иностранцам арендовать сельскохозяйственные земли сроком на 25 лет. Предлагавшиеся изменения – часть предвыборной программы президента Нурсултана Назарбаева «100 конкретных шагов», с которой он переизбирался в 2015 г.
Повышенная готовность
Пресс-служба МВД Киргизии сообщила, что переводит органы внутренних дел республики на повышенную степень боевой готовности в связи с активацией террористических организаций на территории Актюбинской области Казахстана.
Кремль реагировал на вооруженное нападение в Актобе (находится близко к границе с Россией, 16% населения – русские) словами пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова: он назвал произошедшее внутренним делом Казахстана. Усиления контроля на границе с Казахстаном Россия не предпринимала, сообщил Песков: «Что касается каких-то сфер взаимодействия в таких чувствительных областях, оно осуществляется только по просьбе одной из сторон, в данном случае мне неизвестно, была ли какая-то потребность у наших казахских партнеров о взаимодействии по этому эпизоду или нет».
Политолог Евгений Минченко говорит, что стоит рассматривать несколько версий произошедшего. Не исключено, что радикальные протесты продолжают линию общеполитических протестов, прошедших под светскими антикоррупционными лозунгами. Но нельзя исключить версию перехвата уже раскрученного в международных СМИ светского протеста радикальными исламистами – именно так начиналась «арабская весна», напоминает он. Еще по одной из версий, мы имеем дело с дисбалансом региональных кланов: технология дестабилизации и торга с властями могла быть использована, например, местными организациями, контролирующими наркотрафик, рассуждает эксперт.
Вооруженное нападение вызвало широкие панические волны в Казахстане и заявление властей, что Тулешов финансировал земельные протесты с целью насильственного захвата власти, – лишь попытка сменить медийную повестку и переключить внимание, говорит политолог Аркадий Дубнов. События в Актобе и земельные протесты не связаны, считает эксперт. «Первое – бандитизм и терроризм, который на сегодняшний день нельзя назвать даже исламским терроризмом, несмотря на то что власть попыталась привязать его к «нетрадиционной религии». Второе – социальные протесты, которые поддерживает значительная часть населения, накопившая недовольство правящим режимом – девальвацией, инфляцией и падением уровня жизни», – перечисляет Дубнов. Запад Казахстана постоянно вносит турбулентность в состояние режима, при известных условиях, если войдет в резонанс с внешними событиями, это может привести к дестабилизации, продолжает Дубнов, но версия о «пятой колонне», западных происках и цветных революциях, которыми пытались объяснить земельный протест, лопнула – власти сами ее дезавуировали, когда сказали, что госпереворот устраивается внутренними силами.