Рейтинг «Единой России» резко упал в мае – «Левада-центр»

Быстро сокращается и доля желающих участвовать в выборах Думы
Популярность «Единой России» накрыло волной  от майских праймериз
Популярность «Единой России» накрыло волной от майских праймериз / А. Гордеев / Ведомости

Рейтинг «Единой России» в мае, за четыре месяца до выборов, упал сразу на 7 процентных пунктов – до 35% среди всех участников опроса (в апреле было 42%), показали результаты исследования «Левада-центра», опубликованные на сайте этой социологической службы в понедельник. Уровень поддержки среди россиян, уже решивших прийти проголосовать за единороссов, тоже показал снижение – 53% в мае против 60% в апреле.

Методология опроса не менялась с середины 1990-х гг., подчеркивают в «Левада-центре».

Как минимум не добавили популярности единороссам внутрипартийные предварительные выборы, которые в партии рассматривались в том числе и как возможность начать агитацию и мобилизовывать сторонников еще до официального старта избирательной кампании, несмотря на то что 10% опрошенных назвали праймериз среди событий, которые запомнились за последний месяц, говорит замдиректора «Левада-центра» Алексей Гражданкин. Объясняется это в том числе и тем, что за редким исключением победители праймериз полевых кампаний не вели, а выигрывали исключительно за счет административного ресурса. «Если бы это было не так, если бы кандидаты реально работали в поле, то партийный рейтинг бы точно вырос», – говорит политолог Аббас Галлямов.

К недобору готов

В Кремле давно готовятся к снижению результата «Единой России» по сравнению с выборами 2011 г. (49,3%): 30–40% не будут трагедией, цитировал близкий к Кремлю человек выступление на закрытой встрече в феврале первого замруководителя администрации президента Вячеслава Володина. Недостачу предполагается компенсировать за счет одномандатных округов, где рассчитывают провести 180–190 депутатов.

Вместе с рейтингом единороссов резко падает и интерес к выборам как таковым, что не было свойственно ни одной думской кампании с 1999 г., замечает Гражданкин. Обычно доля опрошенных, которые за четыре месяца до дня голосования собираются прийти на участки, – 52–54%, и она растет от месяца к месяцу. «Сейчас их 44%, в апреле было 47%, хотя в январе – марте было еще порядка 51%», – удивляется Гражданкин.

Причинами утраты интереса к выборам можно считать многие факторы, в том числе перенос дня голосования на сентябрь (кампания будет проходить в летние месяцы) и утрату интриги. «Даже электорат единороссов, возможно, думает, что уже все ясно, волноваться не стоит, можно ехать на дачу», – говорит Гражданкин и называет еще перегрев аудитории политтехнологами: всех запугали угрозой майдана в России, люди мобилизовались, но увидели, что никакой угрозы нет, и начали расходиться.

Рейтинг единороссов падает из-за ухудшения социально-экономической ситуации, роста безработицы, а также в связи с началом кампаний их оппонентами, говорит депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Диденко. С ним соглашается и коммунист Сергей Обухов. Диденко не ждет особенных фальсификаций, но ЛДПР намерена усилить наблюдение. А депутат от «Справедливой России» Михаил Емельянов заявил, что эсеры не доверяют социологам: они ангажированы теми или иными политическими силами.

Эксперт близкого к Кремлю Института социально-экономических и политических исследований Александр Пожалов не стал комментировать данные «Левада-центра» – сильное падение рейтинга «Единой России» противоречит стабильным оценкам работы всех органов власти и заметному росту одобрения региональных властей в том же мае у тех же респондентов «Левада-центра». Еженедельные данные опросов двух других социологических центров – фонда «Общественное мнение» и ВЦИОМа – падения рейтинга правящей партии не подтверждают. «Я это больше связываю с методологическими особенностями опроса, чем с какими-то внешними факторами. Допускаю, что через месяц рейтинг «Единой России» так же без видимых оснований вернется на прежние значения, что уже бывало в прошлом», – успокаивает Пожалов.

Невысокий рейтинг – не катастрофа, подтверждает Галлямов, у единороссов есть шансы выиграть в подавляющем большинстве одномандатных округов, что и позволит им контролировать Думу. Те голоса, что потеряют единороссы, достанутся системным КПРФ и ЛДПР, а они не угрожают режиму, поэтому установки на победу любой ценой, невзирая на скандалы, быть не должно, считает эксперт.

Перед президентскими выборами долгосрочная легитимность политической системы Кремлю важнее, чем тактическая победа «Единой России», уверен Галлямов: «Фальсифицировать, конечно, будут, губернаторы по-другому и не умеют. Но если Кремль поставит задачу получить среднестатистический процент, не будет требовать 70% за «Единую Россию» при 80%-ной явке, то губернаторам не потребуется ломать ситуацию через колено».

Проблемы у «Единой России» есть, о чем свидетельствует даже то, что, по данным работающих с администрацией президента ФОМа и ВЦИОМа, рост поддержки партии после праймериз не превышает статистической погрешности, считает политолог Алексей Чеснаков.

В подготовке статьи участвовала Ольга Чуракова