Россия не поддерживает независимость Донбасса от Украины

По словам Сергея Лаврова, сохранение давления Запада на Киев важнее
Независимость Донбасса не является целью, которую Россия поддерживает официально
Независимость Донбасса не является целью, которую Россия поддерживает официально / Maxim Shemetov / REUTERS

Руководство России впервые публично заявило о контрпродуктивности признания независимости самопровозглашенных Донецкой (ДНР) и Луганской народных республик (ЛНР), которые вслед за Крымом и Севастополем еще в мае 2014 г. провели у себя референдум о независимости. Такой шаг Москвы позволил бы Западу отказаться от давления на руководство Украины, которое он сейчас оказывает, заявил во время прямой линии для редакции «Комсомольской правды» министр иностранных дел России Сергей Лавров. Движение обратно к интеграции, а не к независимости этих регионов от Украины следует из минских договоренностей (февраль 2015 г.), подписанных лидерами Германии, Франции, Украины и России. Однако официально в своих заявлениях руководство России прежде не делало акцента на отказе от признания независимости республик Донбасса.

«Можно хлопать дверью, можно брать пример с тех, кто за неумением пользоваться дипломатическими, политическими инструментами начинает сразу грозить, что мы признаем, санкции введем и т. д. Я убежден, что это будет контрпродуктивно, это как минимум даст повод тому же Западу отойти от нынешней даже очень такой нежной позиции давления на Киев», – сказал Лавров. На Киев давят непублично, заверил Лавров со ссылкой на «достоверные источники», и минские договоренности полезно сохранить даже в «воспитательных целях». Непризнание независимости проистекает из логики действий самих ДНР и ЛНР – референдумы в Крыму (март 2014 г.) и в Донбассе проходили в схожих условиях, отметил министр, а вот уже после голосования, в отличие от Крыма и Севастополя, республики не отказались от диалога с Киевом, хотя и заявили о своей независимости. В конечном итоге этот шаг сделал возможным заключение минских соглашений в феврале 2015 г., отметил Лавров. Документ представляет собой поэтапный план, итогом выполнения которого предполагается вхождение ДНР и ЛНР в правовое поле Украины на условиях широкой автономии.

Сейчас Запад требует от руководства Украины выполнения условий минских договоренностей и не только их – мандат ОБСЕ распространяется и на другие регионы страны. Там, по словам Лаврова, «жуткое просто творится»: нарушения прав национальных меньшинств, в том числе венгров, «засилье мафии в том же Закарпатье», во многих случаях к организованной преступности причастны депутаты Верховной рады. России выгодно «лелеять и оберегать юридическую международно-правовую рамку» вокруг Украины, но если у России «лопнет терпение», то это воздействие Запада на Киев прекратится, отметил министр. Официальный представитель МИДа Мария Захарова заявила вчера, что недавние обращения депутатов Одесского, Житомирского и Кировоградского облсоветов к Киеву о заключении соглашений по разграничению полномочий означают начало децентрализации Украины.

Минск не выполняется

Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил во вторник о напряженности в Донбассе – обстреле конвоя и сбитии беспилотника ОБСЕ, что говорит о невыполнении минских соглашений.

Соблюдение минских договоренностей Донбассом и несоблюдение их Киевом в конечном итоге позволяют ДНР и ЛНР «политически побеждать» и признание независимости в такой момент навредит этому и позволит обвинить во всем республики, говорит представитель ДНР в минской контактной группе Денис Пушилин. По его словам, именно Украина сейчас не выполняет минские соглашения. «Если бы мы были эгоистами, мы бы ухватились за эту идею [независимости], но если мы думаем и о других регионах Украины, которые мы считаем заложниками Киева, – Запорожье, Харькове, Одессе, Херсоне, Днепропетровске, то нам нужно пытаться использовать и эту возможность – минские соглашения», – утверждает Пушилин. Закрепление «особого статуса» Донбасса в украинской конституции даст возможность другим регионам политическими, а не силовыми методами добиться автономии, объясняет он.

Возникновение территории с особыми правами, учитывая специфику Украины, может привести к появлению и других желающих этого регионов, в итоге донбасский прецедент станет для страны уже внутриполитической повесткой дня, говорит эксперт Московского центра Карнеги Александр Баунов. Россия изначально не планировала присоединять эти территории, добавляет Баунов. Цель российской внешней политики – достичь силовыми методами федерализации Украины, создать автономный Донбасс внутри этой страны. Это будет означать возникновение фактически российского и международного протектората над одним из регионов внутри Украины, который сможет влиять на главные решения, которые принимает руководство в Киеве. В первую очередь Москву интересует влияние на внешнюю политику, вопросы безопасности, присоединение к международным военным блокам, т. е. НАТО, поясняет эксперт Центра Карнеги. Но поскольку Россия поддерживала Донбасс, вернуть его нужно на условиях самоуправления таким образом, чтобы участников восстания не перебили и не пересажали – в противном случае это было бы военным и политическим поражением России, которое пришлось бы объяснять российской и донбасской общественности, заключает Баунов.