Россия отвергла предложение Турции начать консультации
С Израилем Турции не удается восстановить отношения семь лет, несмотря на переговорыМИД Турции предложил в понедельник России создать совместную рабочую группу с участием дипломатов и чиновников для улучшения отношений, которые продолжают находиться на самом низком уровне со времен холодной войны. Это предложение последовало спустя семь месяцев после сбития турецким истребителем российского бомбардировщика Су-24 в районе границы с Сирией, что привело к кризису в российско-турецких отношениях. Найти компромисс можно, «это не неразрешимый вопрос», нужна работа на официальном и неофициальном уровне, заявил глава турецкого МИДа Мевлют Чавушоглу.
Турецкий министр привел в качестве примера турецко-израильские контакты по налаживанию взаимоотношений, которые открывают перспективу их нормализации после резкого охлаждения в 2009 г. Тогда израильские военные применили силу против отправленного турецкими общественными организациями в сектор Газа судна с активистами и различными материалами. Впрочем, переговоры между израильским и турецким правительством, которые велись на различных уровнях при посредничестве США, до сих пор не привели к какому-либо результату. При этом ранее, до 2009 г., израильско-турецкие отношения носили стратегический характер, в том числе в сфере обороны и безопасности.
Обе страны не могут позволить себе принести в жертву двусторонние отношения, «их можно улучшить в короткие сроки, нет таких проблем, которые нельзя преодолеть», вторит Чавушоглу заместитель премьер-министра Турции Нуман Куртулмуш (цитата по Reuters). Инициатива возникла в ответ на слова президента Владимира Путина в Афинах, отметил Чавушоглу, где российский президент также заверил в желании возобновить отношения, но для этого Турции нужно «что-то еще и сделать»: «Мы не слышали извинений и не слышали готовности возместить ущерб».
Торговля упала вдвое
По данным ФТС, объем торговли России с Турцией в январе – марте 2016 г. составил $6,895 млрд, в том числе экспорт России – $5,866 млрд, а импорт из Турции – $1,027 млрд. По отношению к марту – апрелю 2015 г. товарооборот упал на 53%, российский экспорт в Турцию – на 55%, а импорт из Турции – на 39%.
Мирная инициатива из уст Чавушоглу и Куртулмуша совпала по времени с заявлением президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который впервые обвинил Россию в поставках переносных зенитных ракет бойцам Рабочей партии Курдистана (признана террористической в Турции и США) через территорию Сирии и Ирака, сообщает Reuters со ссылкой на турецкие СМИ.
Эта разноголосица объясняется столкновением в Турции двух лагерей – консервативных происламистских кругов, отстаивающих жесткую позицию в отношении России, и светских, прагматичных, которые выступают за выход из конфликта, говорит эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Юрий Бармин.
Турция много говорит о восстановлении отношений, но «не хватает главного», без чего невозможны нормализация и развитие, – реальных шагов Анкара пока не предприняла, сказал вчера помощник президента Юрий Ушаков. Выйти из кризиса невозможно при помощи рабочих групп, это может сделать только турецкое руководство, которое должно извиниться и компенсировать ущерб, заявил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
В Анкаре пытались сделать какие-то шаги, в частности арестовав боевика организации «Серые волки», которого обвиняют в расстреле российского пилота, но его последующее освобождение, как и награждение пилота турецкого истребителя, в Москве расценивают как плевок, считает Бармин. «Москва оценивает сирийскую ситуацию и инцидент с Су-24 не с дипломатической, а с военной точки зрения, поэтому позиция принципиальная: извинения, компенсация и наказание виновных», – говорит эксперт.
Обе стороны в общем-то заинтересованы в решении конфликта – в первую очередь по экономическим причинам. К примеру, Турция испытывает падение доходов от существенного сокращения количества российских туристов, Москва – из-за эмбарго на турецкие товары, говорит Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги. При этом Анкара проявляет большую гибкость, готова к уступкам, отмечает эксперт. Однако все упирается в идеологию и политику, которой оба лидера-харизматика – Путин и Эрдоган – отдают предпочтение, считает Малашенко: «Для Путина важно, чтобы Эрдоган пришел к нему на поклон». Он обижен на турецкого лидера за то, что тот не пошел на уступки по Сирии, где Москва хотела от него нейтралитета по отношению к президенту Башару Асаду, но он проявил жесткость, говорит Малашенко. Для Эрдогана же извиниться перед Путиным – значит поставить крест на своей политической карьере, добавляет он.