Домашний арест станет разнообразнее
Подследственным запретят приближаться к определенным объектам и общаться с рядом людейПравительство одобрило законопроект единороссов Ильи Костунова и Ларисы Шойгу, дополняющий Уголовно-процессуальный кодекс новой мерой пресечения – запретом определенных действий, не связанных с изоляцией в помещении, как при домашнем аресте. К запрету определенных действий депутаты относят запрет выходить за пределы помещения в определенное время, запрет находиться в определенных местах и приближаться ближе установленного расстояния к определенным объектам или лицам, запрет общаться, отправлять и получать письма и телеграммы, использовать связь и интернет при контактах с определенными лицами. При этом время применения такого запрета в срок содержания под стражей включаться не будет. Исключение – к суткам лишения свободы будут приравниваться двое суток запрета на выход из помещения и трое суток запрета приближаться к каким-либо объектам. Зато домашний арест после принятия поправок будет пониматься как полный запрет на выход из помещения.
Согласно статистике, приведенной в пояснительной записке, наиболее распространенной мерой пресечения по-прежнему является заключение под стражу. Ни залог, ни домашний арест не стали ему реальной альтернативой, которой должны стать предложения депутатов. «Принятие законопроекта позволит разгрузить следственные изоляторы, более эффективно применять залог и домашний арест», – говорит Костунов. Кроме того, у подозреваемых не будет мотивации затягивать процесс с целью отбыть срок наказания под домашним арестом, отмечает депутат.
Сейчас время прогулок идет в зачет срока, а если норму примут, то прогулки не будут засчитывать в счет домашнего ареста, объясняет думский юрист. Эти поправки долго не одобрялись правительством и ФСИН, они считали, что экономических выгод не будет, знает собеседник в Госдуме. У законопроекта есть шансы быть принятым в эту сессию, полагает член комитета по уголовному законодательству Сергей Фабричный («Единая Россия»).
Эти предложения можно только приветствовать как отвечающие идее декриминализации и гуманизации, считает юрист Александр Боломатов. Запрет определенных действий применяется в ряде стран; если меньше людей нужно будет содержать и кормить в тюрьмах, это пойдет только на пользу, говорит Боломатов. По его мнению, одной из причин поправок стал скандальный приговор сотруднице Минобороны Евгении Васильевой, которая провела под домашним арестом большую часть срока.