Bellingcat установила номер «Бука», который мог сбить Boeing 777

Но бесспорными свои выводы группа Bellingcat не считает
Bellingcat установила номер «Бука»,  который мог сбить Boeing 777
Bellingcat установила номер «Бука», который мог сбить Boeing 777 / Ministerie van Defensie

Международная группа расследований Bellingcat выяснила точный номер самоходной огневой установки «Бук», которая предположительно сбила Boeing 777 над Донбассом 17 июля 2014 г. Жертвами той авиакатастрофы стали 298 человек. Результаты расследования «Бук 3х2: тайна потерянной цифры» были опубликованы в ночь на 4 мая. Исследователи уверены, что речь идет об огневой установке 332, приписанной к российской 53-й зенитно-ракетной бригаде, базирующейся в Курской области. Версию о приписке «Бука» к курской бригаде журналисты, участвующие в работе группы, впервые озвучили еще в ноябре 2014 г. Но только сейчас им удалось восстановить вторую, нечитаемую цифру трехзначного бортового номера.

Номер машины говорит о ее принадлежности, объясняют авторы расследования. Первая цифра обозначает дивизион, вторая - батарею в дивизионе, а третья - условный номер машины в батарее. Таким образом, «Бук», двигавшийся в колонне по территории России в июне 2014 г., а затем обнаруженный на Украине 17 и 18 июля, был приписан к батарее 3-го дивизиона 53 зенитно-ракетной бригады из Курска, делают вывод эксперты.

Авторы исследования проанализировали десятки фотографий различных СОУ «Бук», опубликованных военнослужащими 53 зенитно-ракетной бригады в 2000–2013 гг. В результате круг поиска был сужен до трех машин. «Мы однозначно установили вторую цифру номера «Бука 3х2» путем анализа семи его отличительных особенностей», - говорится в расследовании. В их числе – «форма повреждений боковых щитков гусениц, комбинация различных типов катков (полых и со спицами), вмятина в левой боковой панели, подключение кабельных соединений к лафету пускового устройства, белые отметки на боковых щитках гусениц, шрифт и пробелы между цифрами, а также форма и размер пятен масла/копоти у выхлопного отверстия».

Фото «Бука» 332 авторы исследования сравнили с открытыми публикациями фото и видео, сделанными в июне 2014 г. в России и 17 и 18 июля 2014 г. на востоке Украины. На одном из видеороликов «Бук» 332 движется в направлении центра района, откуда, «по оценке Совета по безопасности Нидерландов, была запущена ракета, сбившая MH17», - утверждают авторы доклада.

Эксперты также исключили вероятность того, что «Бук», предположительно сбивший Boeing 777, был захвачен повстанцами из Украины, поскольку у таких машин, состоящих на вооружении украинской части ПВО, нет катков со спицами, таких, как у «Бука» сепаратистов.

Основатель Bellingcat Элиот Хиггинс не настаивает на бесспорности выводов расследования, рассказал он в интервью Deutsche Welle. Тем не менее он считает, что в докладе приведена «впечатляющая доказательная база в поддержку такого утверждения». По словам Хиггинса, новые сведения были переданы правоохранительным органам Нидерландов, занимающимся расследованием крушения Boeing 777. Группа Bellingcat, созданная за три дня до крушения лайнера Malaysia Airlines, намерена опубликовать в июле 2016 г. новый доклад о причинах крушения рейса MH17, в котором обобщит все имеющиеся сведения и оценки независимых экспертов.

В Минобороны России опровергли перемещение российских комплексов на территорию Украины, сообщает РБК о реакции российского военного ведомства на свой запрос.

В Минобороны самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) также отрицают присутствие российских зенитчиков в Донбассе, в том числе во время крушения малазийского лайнера. «Российских военнослужащих, в том числе из 53-й зенитно-ракетной бригады, у нас не было и нет. Если бы они у нас были тогда или сейчас, линия соприкосновения проходила бы гораздо дальше», - приводит «Интерфакс» заявление замминистра обороны ДНР Эдуарда Басурина.

В октябре 2015 г. Совет по безопасности Нидерландов (DSB) опубликовал доклад о технических причинах крушения на востоке Украины Boeing 777 рейса MH17 авиакомпании Malaysia Airlines. Эксперты пришли к выводу, что малазийский Boeing был сбит ракетой «земля – воздух» комплекса «Бук» российского производства с боевой частью нового типа - 9Н314М.