Пентагон делает ставку на роботов

С их помощь США хотят лидировать в гонке вооружений
Речь о том, что роботы начнут сражаться вместо людей, пока не идет, уверяют в Пентагоне (на фото: кадр из фильма "Терминатор: Генезис")
Речь о том, что роботы начнут сражаться вместо людей, пока не идет, уверяют в Пентагоне (на фото: кадр из фильма "Терминатор: Генезис") / Paramount Pictures

Эпоха военного доминирования США, начавшаяся с падением Берлинской стены в 1989 г., закончилась в 2014 г. К такому выводу пришло руководство Пентагона, которое теперь считает, что для лидерства в новой эпохе необходимы роботы. Чтобы не уступить двум главным конкурентам – России и Китаю, Вашингтон начал делать крупные инвестиции в робототехнику, технологии искуственного интеллекта (ИИ) и другие военные инновации.

«Мы пытаемся изменить образ мышления министерства в эпоху, в которой нам предстоит иметь дело с державами, настолько же сильными в области обычных вооружений, как мы», – говорит замминистра обороны США Роберт Уорк.

Появятся ли у США роботы-убийцы?

Научный совет министерства обороны США (DSB) считает ИИ и автоматизацию ключевыми направлениями развития военных технологий. Но, как утверждает Уорк, речь о том, что роботы начнут сражаться вместо людей, пока не идет. По его мнению, «суперидея» состоит в том, что люди и машины станут больше сотрудничать и это позволит принимать более быстрые и правильные решения. «Человеческая интуиция будет совмещена с сообразительностью компьютера в области тактики», – говорит Уорк.

Точно так же, как специальные программы могут лучше людей распознавать лица, так и в военном деле компьютерный анализ огромных массивов данных сможет обеспечивать людей полезной разведывательной информацией и помогать определять потенциальные цели. Также технологический прогресс позволит повысить автономность летающих, плавающих и подводных дронов. Но Уорк подчеркивает необходимость различать «узкий ИИ» (роботы и дроны могут принимать решения только по четко определенным параметрам) и «широкий ИИ» (ракетная установка сама определяет цель и момент удара). «В ближайшие 10-15 лет мы будем заниматься в основном узким ИИ», – говорит Уорк.

Война роботов

Затраты на вооружения

В 2015 г. США потратили на оборонный сектор $596 млрд, Китай – $215 млрд, Россия – $66 млрд. В 2017 г. оборонный бюджет США должен составить $582,7 млрд. Из них на исследования Пентагон выделит $71,4 млрд. По оценкам Center for a New American Security, глобальные затраты на военную робототехнику составят $7,5 млрд к 2018 г.

Сейчас лишь ведутся эксперименты, и пока технологии не будут применены в боевых условиях, в них никто по-настоящему не поверит, утверждает Уорк: «В ближайшие пять лет произойдет какой-нибудь конфликт, и когда люди с удивлением поймут, что кое-что изменилось, тогда [развитие технологий] ускорится».

Соперничество в гонке вооружений

В аналогичные технологии инвестируют Россия и Китая. Многие из подобных технологий развивает частный сектор, и они доступны каждому. Но Уорк считает, что у США есть ряд существенных преимуществ, в частности открытое общество. Также у США больше союзников и опыта в интеграции сил и средств, используемых на земле, море и в воздухе, добавляет он. «Наши конкуренты создают собственные сети, но у них нет этого опыта. Я гарантирую, что на каком-то этапе они провалятся», – говорит Уорк.

Большая дилемма заключается в том, как сдерживать соперников и при этом сохранить свои технологии в секрете. Кибервооружение и другие новые инструменты теряют эффективность, если раскрыть их. Но генерал Пол Селва, зампредседателя объединенного комитета начальников штабов США, заверяет, что американцы научились раскрывать ровно столько информации о своих возможностях, сколько нужно, чтобы привлечь внимание противников и заставить их беспокоиться, но при этом скрывать свои главные вооружения. Бомбардировщик-невидимка 10 лет находился в секрете до того, как был впервые использован, приводит пример Селва. Также в последние недели Пентагон заявил о применении нового кибероружия против «Исламского государства» (запрещено в России), но подробности о нем держит в секрете.

Перевел Алексей Невельский