Внесистемная оппозиция грозит срывом межсирийских переговоров
В Женеве остались только «конструктивные» оппозиционеры, поддерживаемые МосквойОппозиционный Высший комитет по переговорам заявил в пятницу о желании «взять паузу» в межсирийских переговорах в Женеве. Начавшееся 27 февраля перемирие остается в силе, так как ни одна из сторон официально не объявила об отказе от него, но спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура предупредил, что прекращение огня «находится в большой опасности, если мы не предпримем быстрых действий». В то же время контактирующая с российскими военными группа сирийских оппозиционеров (группа «Хмеймим») в воскресенье сообщила, что де Мистура согласился провести с ней встречу в понедельник.
«Оппозиция не против переговоров, но она будет ждать, пока режим Башара Асада не предпримет действий для реального прекращения огня: политзаключенных не выпускают из тюрем и каждый день арестовывают новых людей, Асад не собирается передавать власть переходному комитету, а его армия открыто нарушает перемирие. Он считает, что можно таскать нас по переговорам, а сейчас разыгрывает спектакль со сфабрикованной оппозицией, которую активно поддерживает Москва», – сказал «Ведомостям» представитель оппозиционного Сирийского национального совета Махмуд Хамза. Не стоит клеймить внутреннюю оппозицию, не соглашается профессор НИУ ВШЭ Андрей Коротаев: «Просистемная оппозиция не вполне карманная, зря ее так недооценивают: в советские времена христианская и либеральная оппозиция в Польше тоже считалась карманной, но в нужный момент они обрели реальную силу и режим развалили. Другой вопрос, что внесистемную оппозицию группа «Хмеймим» заменить не сможет и Запад на ее признание не пойдет. Москва же ведет собственную игру в Женеве, и присутствие просистемной оппозиции ее вполне устраивает».
Мы не будем сидеть сложа руки и давать Путину поддерживать режим, громить оппозицию и уверять нас, что все работает. Мы уж, конечно, не такие тупые.
Между тем в пятницу госсекретарь США Джон Керри рассказал The New York Times о подготовке новой системы российско-американского мониторинга ситуации в Сирии: «Мы предложили провести черту, абсолютную черту: вы не ходите туда, а мы не заходим сюда, а все, что посередине, будет честной игрой». Керри добавил, что ожидает достижения договоренности по этому вопросу на следующей неделе.
Предложение Керри энтузиазма у российских военных не вызовет, считает Коротаев: «С технической точки зрения это возможно только на северо-западе Сирии, где находятся курдские силы: Россия там не представлена, а США и так поставляют курдам вооружение. Но этому будет противиться Асад, ведь у него перед глазами стоит иракский Курдистан, который под мониторингом США стал фактически независимым. В других же частях страны такой мониторинг невозможен технически: вспомните инцидент с нашим истребителем на сирийско-турецкой границе, а в Сирии будет чересполосица и непонятно, как военные будут совмещать зоны». Москва не пойдет на это и по политическим причинам – совместный мониторинг будет означать легитимизацию присутствия США в Сирии, что для Москвы недопустимо, добавляет эксперт.