Депутаты устали от спама со стороны граждан

Авторов не имеющих смысла обращений будут направлять в раздел сайта с обобщенной информацией
Депутаты давно предлагали реформировать работу с обращениями, создав систему электронного взаимодействия госорганов с гражданами
Депутаты давно предлагали реформировать работу с обращениями, создав систему электронного взаимодействия госорганов с гражданами / Д. Абрамов / Ведомости

В понедельник в Госдуме пройдет совещание с регионами по вопросу о работе с обращениями граждан, в котором примет участие и комитет по конституционному законодательству. Из поступивших в этот комитет обращений граждан больше всего волнуют вопросы ответственности за нарушение правил дорожного движения, законодательство об исполнительном производстве, жалобы на действия чиновников и судов и возможность изменения государственных символов.

Комитет жалуется, что в основном поступают массовые обращения идентичного содержания: они часто носят «информационный характер» и не требуют рассмотрения по существу. Необходимо решить эту проблему на законодательном уровне, считают авторы доклада. Обращения требуют анализа, материальных и временных затрат, что в значительной степени затрудняет работу, особенно в период пленарных заседаний. Комитет предлагает бороться со спамом от граждан через размещение обобщенной официальной позиции по наиболее часто задаваемым вопросам на официальном сайте. В адрес комитета необходимо присылать только вопросы, связанные с предметами его ведения. Анализ обращений показывает, что, если заявителями не ставится вопросов и не формулируется каких-либо предложений, в таких случаях можно исключить полный ответ, ограничившись уведомлением о поступлении обращения в Госдуму. Для Госдумы своевременное реагирование и правильное взаимодействие с гражданами особенно важно, поэтому мы планируем серьезно заниматься этой работой, подчеркнул председатель комитета по конституционному законодательству единоросс Владимир Плигин.

346 000 вопросов и ответов

В докладе конституционного комитета сказано, что за период с начала работы VI созыва Государственной думы по март 2016 г. в палату поступило более 346 000 обращений граждан и организаций, из них в этот комитет – 6200 обращений.

Депутаты давно предлагали реформировать работу с обращениями, создав систему электронного взаимодействия госорганов с гражданами, фактически они предлагали направлять обращения через портал госуслуг, говорит единоросс Илья Костунов. В этой системе письма имели бы юридическую значимость, а за отсутствие ответов чиновников бы автоматически штрафовали, объясняет он. Минкомсвязи даже разработало в 2011 г. государственную электронную почтовую систему, но она так и не начала функционировать.

Типовых обращений много и с их помощью просто рассылают спам, много обращений от сумасшедших, но в законе есть инструменты, чтобы с ними разбираться, говорит один из помощников депутатов. «Хотя иногда приходится формально отправлять запросы в госорганы, получать отписки и пересылать им», – жалуется он. «Изменения в работе с обращениями граждан давно назрели. Чувствуется, что доклад выстрадан годами. Судя по статистике, комитету приходится в день готовить до десяти ответов. Это съедает много рабочего времени», – говорит политолог и помощник депутата Павел Склянчук. «В других комитетах ситуация не лучше, участились кампании завала письмами «по шаблону». Подобными письмами заваливали валютные ипотечники, много массовых обращений от Change.org, говорит он. Депутаты отвечают по своему усмотрению, а госорганы обязаны отвечать на все, добавляет Склянчук. Но перед выборами такие предложения могут быть истолкованы оппозицией как попытка власти закрыться от мнения народа, предупреждает он.