Чиновникам и депутатам нельзя владеть ни акциями, ни фьючерсами за рубежом

Правительство уточнило, что считать иностранными финансовыми инструментами
Правительство внесло в Госдуму поправки, уточняющие понятие «иностранные финансовые инструменты»
Правительство внесло в Госдуму поправки, уточняющие понятие «иностранные финансовые инструменты» / Е. Разумный / Ведомости

Правительство внесло в Госдуму поправки, уточняющие понятие «иностранные финансовые инструменты». Документ, как следует из пояснительной записки, разработан в соответствии с национальным антикоррупционным планом и должен снять неопределенность в вопросе о том, на что именно распространяется введенный в 2013 г. запрет для чиновников, депутатов и кандидатов на выборные должности иметь счета в иностранных банках и пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Как следует из текста, запрет распространяется не только на активы, которым присвоен международный идентификационный код ценной бумаги, но и на доли в капиталах зарубежных предприятий, на производные финансовые инструменты, если хотя бы одна из сторон договора находится за рубежом, и даже на передачу права на доверительное управление имуществом, учрежденное в соответствии с законодательством другого государства. Запрещается также заключать с иностранцами кредитные договоры и договоры займа.

Такое толкование не является новеллой: еще в 2013 г. ЦИК примерно так и разъяснил пожелавшему баллотироваться в мэры Москвы лидеру партии «Гражданская платформа» Михаилу Прохорову, что именно следует считать иностранными финансовыми инструментами. От участия в этих выборах Прохоров впоследствии отказался. В 2014 г. Минфин вынес на обсуждение собственную версию законопроекта, разрешавшую приобретать размещенные за рубежом ценные бумаги российских предприятий. Из итоговой версии законопроекта, впрочем, такое послабление исчезло.

Работа над проектом велась давно, требовались уточнения, подтверждает заместитель председателя думского комитета по борьбе с коррупцией Эрнест Валеев («Единая Россия»). «На мой взгляд, ускоренный режим [принятия законопроекта] не требуется, все важные ограничения для кандидатов и сейчас есть в законе», – говорит депутат. По его оценке, закон в любом случае успеет вступить в силу до выборов.

Дополнительные уточнения никак не повлияют на ход избирательной кампании, поскольку правила игры давно известны и все участники с ними хорошо знакомы: исход крупного бизнеса из Госдумы и Совета Федерации состоялся в 2013 г., напоминает политолог Александр Пожалов. Речь в данном случае идет скорее о внедрении элементов косвенного правового регулирования лоббизма, уверен эксперт.