Депутаты ограничат коллекторов в первом чтении

Но этот законопроект нуждается в серьезных поправках, полагают чиновники и эксперты
Нельзя будет оказывать на должников психологическое давление и вводить их в заблуждение
Нельзя будет оказывать на должников психологическое давление и вводить их в заблуждение / Д. Новожилов / Ведомости

Во вторник Госдума примет в первом чтении законопроект об ограничении деятельности коллекторов. В понедельник думский комитет по финансовому рынку рекомендовал палате одобрить документ, который был внесен в феврале после ряда нашумевших инцидентов спикерами Госдумы и Совета Федерации Сергеем Нарышкиным и Валентиной Матвиенко. Законопроект также рассматривался правительственной комиссией по законопроектной деятельности, в проекте ее отзыва сказано, что инициативу в Белом доме поддерживают с учетом доработки.

Инициатива двух спикеров должна была рассматриваться еще в конце марта, но в Госдуму были внесены альтернативные проекты на ту же тему от эсеров и либерал-демократов, ограничивающие деятельность коллекторов. Однако комитет рекомендовал эти законопроекты отклонить.

Законопроект Нарышкина и Матвиенко запрещает применение коллекторами физической силы или угрозы ее применения, причинение вреда здоровью граждан и повреждение их имущества. Нельзя будет оказывать на должников психологическое давление и вводить их в заблуждение, а также сообщать о долге третьим лицам, включая родственников и сослуживцев. Запрещается и размещение сведений о должниках в интернете, на зданиях или жилых домах.

В проекте отзыва правительства говорится, что согласие на раскрытие информации, содержащейся в кредитной истории, должно быть предоставлено юридическому лицу, включенному в госреестр юрлиц, осуществляющих деятельность по возврату долгов в качестве основной деятельности, либо напрямую самим субъектом кредитной истории, либо в результате перехода права требования по задолженности кредитной истории к такому юридическому лицу. «Вместе с тем неясно, что имеется в виду под опосредованным предоставлением согласия на раскрытие информации. Указанное положение законопроекта требует конкретизации», - отмечает правительство.

Кроме того, законопроект не содержит корреспондирующих изменений в законы о Крыме и Севастополе, а протоколы об административных правонарушениях при коллекторской деятельности должны составлять не органы полиции, а должностные лица уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью по взысканию задолженности, говорится в проекте отзыва. По мнению комитета-соисполнителя по конституционному законодательству, законопроект также может быть дополнительно проработан в рамках подготовки к второму чтению.

Коллекторские агентства, злоупотреблявшие своими правами и терроризирующие людей, уйдут с рынка в результате принятия этого закона, говорила ранее Матвиенко при внесении законопроекта. По ее мнению, законопроект дает правовые основания для правоохранительных структур жестко контролировать деятельность таких организаций. В апреле Совет народных депутатов Кемеровской области по требованию губернатора Амана Тулеева принял закон, запрещающий деятельность коллекторских агентств на территории региона. «Мы рассмотрели девять законопроектов о коллекторской деятельности, ЛДПР голосует за самый жесткий – полный временный запрет на их деятельность», - говорит зампред фракции и автор альтернативной версии проекта Ярослав Нилов.

По сравнению с другими, откровенно популистскими законопроектами инициатива спикеров хоть как-то приведена в должный вид с юридической точки зрения, считает гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин. Но проект определенно должен быть серьезно поправлен во втором чтении, так как с точки зрения и практиков, и теоретиков он не проработан, уверен эксперт. «Основная претензия – он слишком широкий, вроде бы дело касается только потребительского займа, но на самом деле он распространяется на все сферы жизни – долги за ЖКХ и рестораны, например», - объясняет Жданухин.

Если реализовывать эту инициативу, то в первую очередь она должна касаться микрофинансовых организаций и потребительского займа, подчеркивает он. Вопросы вызывает и определенное установленное количество звонков и встреч, так как непонятно, что считать звонками, говорит эксперт. Во втором чтении нужно убрать положение о создании реестра организаций, а также уменьшить необходимое денежное ограничение на вход в бизнес, иначе это неподъемно для регионов, считает Жданухин: «В любом случае такой законопроект лучше, чем популистская инициатива, принятая в Кемеровской области».

Закон действительно популистский и предвыборный, но согласно финансовой статистике кредиты есть примерно у 56% населения и за последнее время их стали брать только больше, напоминает политолог Дмитрий Орешкин. «Либо у людей кончаются деньги и им не на что жить, либо это оптимизм и вера в укрепление рубля, а может быть, они рассчитывают, что все накроется и кредиты не надо будет возвращать», - рассуждает эксперт. Первым сообразил Тулеев, прямо запретив коллекторов перед выборами, вот и законодатели тоже чувствуют, что это станет ключевой проблемой в повестке, поэтому они пытаются сохранить контроль над ситуацией, заключает Орешкин.