Путин объяснил, кто такой Сергей Ролдугин

Другом из «панамского досье» можно гордиться, сказал президент, – он тратит свои миллионы на музыкальные инструменты
Президент России Владимир Путин
Президент России Владимир Путин / Sergei Chirikov / AP

Офшорный скандал, связанный с публикацией так называемого «панамского досье», - это способ сделать Россию более покладистой, заявил сегодня президент России Владимир Путин на медиафоруме ОНФ в Санкт-Петербурге. По его словам, подобные публикации не связаны с фактами, а призваны внести недоверие в общество страны.

Так Путин ответил на вопрос о международном расследовании по материалам панамского регистратора офшоров Mossack Fonseca, связанном с именем его друга Сергея Ролдугина. По оценке журналистов, компании, связанные с Ролдугиным, перевели $2 млрд через банки и фиктивные компании.

"Когда наша страна была в очень тяжелом положении и лежала в руинах, - начал президент, - тогда это в принципе всем очень нравилось: посылать нам картошку и другую гуманитарную помощь". Но сейчас западных партнеров раздражают самостоятельные решения Москвы, считает Путин: «так называемые правящие круги» начиная с войны в Югославии решили сдерживать возрождение России. «Но больше всего наших оппонентов беспокоит единство и сплоченность российской нации», - уверен президент.

Поэтому в «панамском досье» нет коррупционной составляющей, а есть попытка «раскачать ситуацию изнутри, сделать нас более покладистыми и причесать нас так, как им хочется», считает Путин. «Самый простой способ какой? Это внести какое-то недоверие внутри общества к органам власти, к органам госуправления, настроить одних против других», - сказал Путин, добавив, что это «с блеском было применено в годы Первой мировой войны».

«Вот есть какой-то друг господина президента России, он что-то там сделал, наверное, это имеет какую-то коррупционную составляющую... Какую? Да никакой там нет», - сказал президент. Сам он в «панамском досье» не фигурирует, заметил Путин: «Вашего покорного слуги там нет. Не о чем говорить».

Что касается самого Ролдугина, он музыкант, который пытается заниматься бизнесом, но не зарабатывает миллиарды долларов, а тратит свои деньги на музыкальные инструменты для России. «Многие творческие люди в России, может быть, каждый второй, пытаются заниматься бизнесом, и, насколько мне известно, Сергей Павлович тоже, - сказал президент. - Но какой его бизнес? Он является миноритарным акционером в одной из наших компаний и там зарабатывает какие-то деньги, но это, конечно, не миллиарды долларов. Чушь, нет ничего подобного».

«Я горжусь такими людьми, как Сергей Павлович, из числа своих друзей и вообще в целом», - подчеркнул президент. Путин назвал Ролдугина «не просто каким-то музыкантом», а народным артистом, «блестящим музыкантом»: «Думаю, он один из лучших».

Он пояснил, что почти все деньги, которые Ролдугин заработал, «он истратил на приобретение музыкальных инструментов за границей и привез их в Россию». «Мы всегда приветствуем, когда кто-то делает что-то подобное, но он идет еще дальше. Я знаю, что он уже несколько месяцев занимается оформлением этих музыкальных инструментов в собственность государственных учреждений и на протяжении многих лет занимается, не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры за границей, фактически оплачивает из своих средств», - сказал Путин.

В материалах Mossack Fonseca упоминается петербургский бизнесмен Олег Гордин как владелец компании с Британских Виргинских островов – Sandalwood Continental. Имя Гордина связано также с Sonnette Overseas и International Media Overseas Ролдугина. Sandalwood Continental оперировала гигантскими суммами. По подсчетам журналистов, в 2008–2013 гг. через Sandalwood прошли транзакции на $2 млрд. Судя по отчетности компании, в 2010–2012 гг. она получила кредитную линию на $650 млн в дочернем банке ВТБ – Russian Commercial Bank (Cyprus) (RCB) без каких-либо залогов или графиков погашения. При этом в документах компании отмечалось, что она «не имеет физического присутствия» где бы то ни было. Офшор выбрал из этих денег как минимум $130 млн.