В голландском референдуме ищут российский след
Жителям Нидерландов предложено высказаться об ассоциации Евросоюза и УкраиныВ среду в Голландии пройдет референдум, на котором жители страны смогут высказаться за или против ратификации соглашения об ассоциации Евросоюза с Украиной. Договор был ратифицирован голландским парламентом еще 7 июля 2015 г., но за неделю до этого в стране был принят закон, разрешающий гражданам требовать проведения консультативного референдума по решениям, принятым правительством. В сентябре 2015 г. группа голландских активистов собрала 450 000 подписей, необходимых для инициирования референдума, после чего ратификация была отложена до подведения итогов плебисцита. Решение референдума не является юридически обязательным, при этом значение он будет иметь, только если явка избирателей превысит 30%.
Накануне референдума западные политики и СМИ заговорили о российском факторе в голландском голосовании. «Мы думаем, что Украина должна иметь хорошие отношения как с Европой, так и с Россией, а это было бы невозможно, если бы она была частью Европейского союза", - заявил премьер-министр Голландии Марк Рютте.
"Когда голландским активистам-евроскептикам удалось воспользоваться новым законом, европейские лидеры переживали, что голландцы вынесут на референдум вопрос растущей непопулярности ЕС. На самом же деле в центре референдума оказалась совсем другая тема - Владимир Путин», - комментирует ситуацию Financial Times. «Негативный итог референдума вызовет эффект домино на континенте и обернется победой России, которая так долго пыталась завернуть соглашение об ассоциации», - полагает The Wall Street Journal.
Голландцы пойдут на референдум не из-за Украины, считает старший научный сотрудник европейской программы английского исследовательского центра Chatham House Ричард Витмэн: «Референдум в первую очередь отражает недовольство голландцев Евросоюзом и его бюрократическими структурами, Украина здесь играет далеко не главную роль».
Голландцы хотят выразить свое разочарование в ЕС, соглашается профессор Лейденского университета Андре Герритс: «У нас есть ощущение, что ЕС подрывает нашу демократию, а наша элита этим вопросом совершенно не обеспокоена - и тем, что простые люди никакого влияния на структуры ЕС не имеют». Ведущие голландские партии подверглись в стране критике, потому что от кампании накануне референдума они дистанцировались, продолжает голландский профессор: «Политики остались в стороне, потому что им не нравится идея референдума сама по себе, и дело даже не в вопросе, который выносится на обсуждение. Помимо этого все главные партии соглашение об ассоциации с Украиной поддерживают. Если большинство голландцев проголосуют против ассоциации, то руководству придется вернуть этот вопрос в повестку, а в Европе оно окажется связанным по рукам и ногам: в Брюсселе они, скорее всего, проголосуют против соглашения».
Про Россию и Путина в контексте голландского референдума думают прежде всего европейские политики, считает Витмэн: «Когда они думают про Украину, конфликт в Донбассе и Крым, то, конечно, у них всплывает соглашение об ассоциации ЕС, которое запустило весь этот механизм, поэтому фактор России они игнорировать не могут».
Значение России и Путина на этом референдуме несколько преувеличено, не соглашается Герритс: «Русский фактор играет более значимую роль в лагере сторонников соглашения, нежели в стане противников. Противники в первую очередь хотят предотвратить еще один шаг в сторону европейской интеграции, в том числе и в вопросе расширения ЕС. Сторонники соглашения могут в какой-то степени воспринимать референдум как голосование против Путина, но даже в этом случае они будут голосовать в первую очередь за суверенитет Украины и ее будущее в ЕС, а не против российского президента».