Граждане должны иметь право защищать себя сами, считает Элла Памфилова
Новый Кодекс административного судопроизводства оспорен в Конституционном судеБывший уполномоченный по правам человека Элла Памфилова в последний день пребывания на этом посту обратилась в Конституционный суд с просьбой проверить на соответствие Основному закону страны нормы Кодекса административного судопроизводства (КАС), не позволяющие гражданам самостоятельно судиться с властью. Об этом сообщила пресс-служба омбудсмена. В электронной базе суда такое заявление пока не зарегистрировано.
Согласно КАС, вступившему в силу осенью 2015 г., дела об обжаловании нормативно-правовых актов должны рассматриваться исключительно с участием квалифицированных юристов. Если у заявителя нет высшего юридического образования, он может действовать только через представителя, имеющего соответствующий диплом. Такие положения ограничивают конституционное право граждан на судебную защиту, говорится в жалобе омбудсмена.
Жалоба подана в интересах жителей Челябинской области Юрия Гурмана и Станислава Мальцева. Как рассказал Гурман «Ведомостям», он добивался пересмотра областного закона об отмене прямых выборов глав муниципалитетов, но Челябинский облсуд в декабре 2015 г. отказался рассматривать заявление Гурмана, так как ни у него, ни у его представителя Мальцева не оказалось высшего юридического образования. А в феврале 2016 г. облсуд отказал Гурману и в проверке областного закона «О порядке выдачи удостоверений многодетной семьи Челябинской области». Одновременно челябинец выяснил, что на госпрограмму по оказанию бесплатной юридической помощи рассчитывать тоже не может – нуждающимся его не признали.
В самое ближайшее время нужно создать специальную законодательную базу для административного судопроизводства. <...> Нужно сформировать в судах судебные составы, разрешающие споры граждан с органами власти всех уровней.
«В 2012 г. президент своим указом поручил принять меры по повышению доступности правосудия для граждан и организаций при рассмотрении споров с властью путем совершенствования административного производства. В итоге приняли кодекс, который лишил меня возможности самостоятельно отстаивать в суде свои интересы», – недоумевает Гурман. Он напоминает, что Конституционный суд ранее уже признавал допустимым установление определенных требований к качеству юридической помощи и вытекающие из этого ограничения прав на судебную защиту. Но ограничения не должны посягать на само существо этого права, подчеркивает он.
Конституционный суд уже несколько раз отклонял как не подлежащие рассмотрению жалобы на спорную норму КАС. Соответствующие конституционные гарантии не предполагают наличие у граждан возможности самостоятельно определять порядок и процедуру судебного оспаривания, объяснял, например, суд в определении от 10 марта 2016 г. жителю Брянской области Юрию Миронову, который пытался самостоятельно оспорить в суде решение местных властей об энерготарифах.
Непроходной считает жалобу омбудсмена бывший руководитель правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков: работу в судах следует оставить профессиональным юристам. Введение такого требования, так же как и резкое увеличение госпошлин по административным делам, имеет целью создание дополнительного фильтра на пути желающих спорить с властью – в их числе много людей, прекрасно разбирающихся в законодательстве, но не имеющих специального образования, возражает сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц. Он вспоминает, что у него потребовали диплом юриста, когда организация оспаривала в суде акт внеплановой проверки НКО.
О перспективах жалобы судить трудно, признает собеседник в аппарате уполномоченного по правам человека. Позиция Конституционного суда относительно поставленного вопроса понятна, но в жалобе Памфиловой есть, очевидно, то, чего не было в ранее поданных жалобах: это касается не только аргументации, но и содержания судебных отказов и принятых мер по их преодолению.
Между тем запрет на участие в судебном процессе для непрофессиональных юристов в перспективе может получить гораздо более широкое распространение: Минюст подготовил проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, предусматривающий введение адвокатской монополии на представительство в судах. В этом случае от желающих судиться будут требовать не только диплом, но и подтверждение членства в юридической корпорации.