Новая рабочая группа по проблемам бизнеса займется старыми инициативами
Дела арестованных бизнесменов рассматриваться не будут, говорят силовикиПервое заседание кремлевской рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства длилось в среду менее часа. Группа с участием силовиков и представителей бизнеса была создана в феврале по поручению президента. Появление такого органа назрело, признал на заседании Владимир Путин: претензии он слышит постоянно как со стороны бизнеса, так и со стороны силовиков. Президент выразил надежду, что новая площадка не будет использована для лоббирования чьих-либо интересов, а послужит к общей пользе. Но корпоративные споры и скандальные дела вроде ареста владельца «Домодедово» Дмитрия Каменщика предметом разбирательства на рабочей группе не будут, пояснил после заседания замглавы МВД Дмитрий Миронов.
Пожелания бизнеса передал руководитель администрации президента Сергей Иванов, возглавляющий рабочую группу. Предприниматели просят вернуть в Уголовный кодекс статью о мошенничестве в сфере бизнеса (статья 159.4), расширить применительно к экономическим преступлениям сферу действия статьи 76.1 УК, предусматривающей освобождение от ответственности за совершенные впервые преступления небольшой и средней тяжести, увеличить для экономических преступлений пороговые значения размера причиненного ущерба, позволяющие относить его к крупному или особо крупному. Они также предлагают уточнить порядок признания вещдоками изъятых у предпринимателей предметов и процедуру их возврата, а также обеспечить допуск нотариуса к предпринимателям, оказавшимся под арестом.
Заступился за бизнес
Генпрокурор Юрий Чайка потребовал «буквально под микроскопом проверять решения о возбуждении уголовных дел в отношении предпринимателей». Автоматическое утверждение обвинительных заключений по таким делам – признак непрофессионализма, заявил он.
Закрытая часть заседания оказалась еще короче, чем открытая. Совещание «было серьезным образом подготовлено» и фактически стало итогом месячной работы, поясняет президент «Опоры России» Александр Калинин. Помощник президента Андрей Белоусов и Иванов начали проводить совещания сразу после образования рабочей группы, объясняет Калинин. По его словам, президент поручил в ближайшее время выйти на конкретные законопроекты.
Большинство обсуждавшихся рабочей группой инициатив не новы, по некоторым уже давались поручения президента и правительства и даже подготовлены законопроекты. Новеллой является разве что идея о допуске нотариусов в камеры – чтобы на время заключения под стражу у бизнесменов была возможность делегировать право управления, объяснил Иванов.
Предложения вернуть статью о бизнес-мошенничестве, расширить сферу применения статьи 76.1 и повысить пороги ущерба были изложены в докладе бизнес-омбудсмена Бориса Титова, представленном президенту весной 2015 г., вспоминает руководитель секретариата центра «Бизнес против коррупции» Сергей Таут. Они также обсуждались на заседании госсовета по проблемам малого и среднего бизнеса, и по ним были даны поручения, впоследствии продублированные премьером Дмитрием Медведевым. Но исполнены они фактически не были – так, предложенная МВД корректировка статьи 159.4 предусматривала ее исключение из УК, так как Конституционный суд признал ее противоречащей Основному закону. Депутаты Госдумы предложили свой вариант решения проблемы, но внесенный ими в 2015 г. законопроект так и не продвинулся дальше первого чтения, напоминает Таут. Минэкономразвития в июне 2015 г. подготовило законопроект о либерализации наказания по нескольким статьям УК и повышении размера ущерба, но после согласования с МВД послабление бизнесу вышло незначительное: например, ущерб повысили в 1,5 раза, хотя изначально речь шла о двух- или даже трехкратном повышении. Но даже такой вариант затерялся где-то в недрах Белого дома. Одни и те же инициативы обсуждаются потому, что самые болевые точки не погашены, эти проблемы сохраняют остроту, резюмирует Таут.