В Ростове-на-Дону разбился пассажирский Boeing компании FlyDubai

Жертвами трагедии стали 62 человека, идет расследование
Следственный комитет России (СКР) возбудил по факту крушения Boeing уголовное дело
Следственный комитет России (СКР) возбудил по факту крушения Boeing уголовное дело / РИА Новости

В Ростове-на-Дону ночью в субботу, 19 марта, разбился лайнер Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai, выполнявший рейс FZ981 Дубай – Ростов-на-Дону, он упал в 250–300 м от взлетно-посадочной полосы ростовского аэропорта, все находившиеся на борту 62 человека (55 пассажиров и 7 членов экипажа) погибли, сообщило ГУ МЧС по Ростовской области.

Крушение

Согласно сообщению в Twitter ресурса Flightradar24 самолет Boeing примерно в 1.43 мск попытался приземлиться в аэропорту Ростова. Не попав на полосу, самолет в течение примерно двух часов кружил над Ростовом и областью, почти долетая при этом до города Шахты Ростовской области (около 60 км от Ростова), в 3.41 мск самолет снова пошел на посадку. При этой повторной попытке он внезапно начал падать, вертикальная скорость падения при этом достигала 21 000 фут/мин. (около 380 км/ч), пишет Flightradar24.

МЧС уже опубликовало список погибших. Среди пассажиров – 44 россиян, 8 украинцев, двое граждан Индии и один – Узбекистана. Еще один россиянин входил в экипаж, командиром судна был гражданин Кипра Аристос Сократус (данные авиакомпании).

Аэропорт Ростова закрыт до 21 марта, сообщил министр транспорта Максим Соколов. Все рейсы в/из Ростова отменены, некоторые рейсы будут выполняться из Краснодара.

Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 263 Уголовного кодекса России (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц), основные версии: катастрофа произошла из-за ошибки пилотов в сложных метеоусловиях, также рассматривается возможность технической неисправности, сообщила пресс-служба СКР. Уже обнаружены оба черных ящика.

Причины: погода или ошибка

Еще 17 марта ГУ МЧС по Ростовской области сообщило, что 19–22 марта из-за циклонов и прохождения атмосферных фронтов погода резко ухудшится: будет дождь, переходящий в мокрый снег, сильный ветер с западной составляющей по южным, юго-западным и западным районам области порывами до 22–27 м/с (Ростов – на юго-западе области), температура воздуха понизится. 19 марта действовало штормовое предупреждение.

За те два часа, что прошли между двумя заходами на посадку дубайского Boeing, в аэропорту трижды пытался приземлиться самолет «Аэрофлота», летевший из Москвы, но все-таки ушел на запасной аэродром в Краснодар. Всего в Краснодаре приземлилось пять самолетов, направлявшихся в Ростов: четыре из Москвы и один из Праги, сообщил представитель компании «Базэл аэро» (владеет краснодарским аэропортом).

Гендиректор FlyDubai Гаит Аль Гаит на пресс-конференции в Дубае сказал, что «аэропорт Ростова был открыт и авиакомпания способна выполнить рейс... в противном случае самолет вообще бы не вылетел». «Мы не увидели ничего, что бы заставило рассматривать вариант запасного аэродрома», – добавил он (цитаты по Bloomberg).

Между тем, специалисты центра погоды «Фобос» считают, что причиной катастрофы стала погода: при такой сажать самолет было нельзя. «При боковом ветре свыше 17 м/с осуществлять посадку в любом формате категорически запрещено», – сказал в эфире телеканала «Россия 24» ведущий специалист центра Евгений Тишковец.

«В Ростове был сильный сдвиг ветра, т. е. изменение направления ветра в приземном слое по направлению и по скорости. Например, был ветер 10 м/с под углом 30 градусов справа, потом он разворачивается на 90 градусов в хвост и дует уже со скоростью 20–25 м/с. Пропадает скорость, и самолет проваливается. Экипаж заходил на посадку в ручном режиме, скорее всего. Вот самолет и клюнул», – сказал вице-президент ассоциации гражданской авиации «Авиасоюз», летчик-испытатель, заслуженный пилот России Николай Карпов (цитата по «Интерфаксу»).

Президент Шереметьевского профсоюэа летного состава Игорь Дельдюжов с ними не согласен: ничего сверхъестественного с погодой не было; согласно имеющимся данным, был сильный встречный для заходящего на посадку самолета ветер, который не представляет проблем для пилотов – бокового ветра не было. Из-за особенностей рельефа ростовского аэродрома там действительно могут возникать сдвиги ветра, но у самолета есть системы, которые предупреждают об этом, кроме того, такие ситуации отрабатываются на тренажерах, говорит Дельдюжов.

«Несмотря на штормовое предупреждение, аэропорт Ростова не был закрыт по погодным условиям, командир судна имел право сажать самолет, также он мог уйти на запасной аэродром – решение принимает он единолично. Перед вылетом экипаж имеет данные об актуальных и прогнозируемых погодных условиях, данные постоянно обновляются. Есть данные по видимости, каждый летчик имеет индивидуальный допуск по видимости, который зависит от его налета часов: раз командир пошел на посадку, то, скорее всего, его допуск это позволял. Это будет одним из аспектов расследования», – говорит член экипажа российской авиакомпании.

Согласно расписанию на сайте аэропорта Ростова в ночь 19 марта в аэропорту приземлились четыре самолета, в том числе два самолета – авиакомпаний S7 и «Уральских авиалиний» – меньше чем за 20 минут до первого неудачного захода на посадку дубайского Boeing. Аль Гаит заявил, что главный пилот и второй пилот (гражданин Испании) были весьма опытны и налетали на двоих свыше 11 000 часов.

«На двоих это примерно 20 лет. Опытным пилота с 10 годами стажа я бы не назвал, но это, конечно, и не зеленый юнец», – говорит Дельдюжов. Он добавляет, что русские летчики намного привычнее к тяжелым погодным условиям, чем европейские или ближневосточные.

Решение о закрытии аэропорта по погодным условиям принимает руководитель полетов аэропорта, состоящий в штате госкорпорации по организации воздушного движения (ОрВД), напоминает представитель аэропорта.

Версия теракта не рассматривается, говорят источники «Интерфакса», близкие к следствию.

Следственный комитет России (СКР) возбудил по факту крушения Boeing уголовное дело
Маршрут Boeing 737-800 авиакомпании FlyDubai перед катастрофой в аэропорту Ростова-на-Дону / Flightradar24

Что такое FlyDubai

Лоукостер FlyDubai создан в 2009 г., принадлежит правительству Дубая, его парк состоит из 50 самолетов Boeing 737-800 (189 кресел), их средний возраст чуть больше трех лет. То есть разбившийся самолет был загружен на 30%.

Это первое авиационное происшествие с человеческими жертвами в истории авиакомпании. В прошлом году ее Boeing приземлился в аэропорту Багдада с повреждениями фюзеляжа, похожими на попадание пуль. Но тогда никто не погиб и серьезно не пострадал, компания прекратила полеты в столицу Ирака до окончания расследования.

FlyDubai летает более чем по 90 направлениям. Министр транспорта РФ Максим Соколов на пресс-конференции в Ростове сказал, что существенных замечаний к ней со стороны российских регулятора (Росавиация) и надзорных органов (Ространснадзор) не было, что она летает в 10 городов России.

По российскому законодательству авиакомпании выплачивают родственникам за погибших в авиакатастрофе пассажиров по 2 млн руб. Но так как самолет находился в юрисдикции ОАЭ, то выплаты будут осуществляться по международному праву, рассказал Соколов, не уточняя, какой они достигнут суммы. По его словам, ответственность FlyDubai застрахована оманской и перестрахована английской страховыми компаниями на сумму свыше $500 млн.

По данным компании Boeing, самолет Boeing 737 (все модели) является самым продаваемым в гражданской авиации, в эксплуатации находится примерно 6480 Boeing 737, что составляет почти треть всего мирового парка больших гражданских самолетов. Их эксплуатирует более 482 авиакомпаний в 127 странах.

Пассажирский Boeing 737-800 разбился в Ростове-на-Дону