Россия не может отказываться от выполнения решений ЕСПЧ, считают в Совете Европы
Венецианская комиссия предлагает поправить закон о Конституционном судеПолномочия Конституционного суда (КС) признавать невозможным исполнение в России решений международных судов, если они нарушают принцип верховенства российской Конституции, «несовместимы с обязательствами Российской Федерации по международному праву», говорится в принятом в минувшую пятницу заключении Европейской комиссии за демократию через право (Венецианская комиссия). Оценка закона проводилась по просьбе комитета по юридическим вопросам и правам человека Парламентской ассамблеи Совета Европы. Эксперты отмечают, что вопрос соотношения национальных и международных систем является суверенным выбором для каждого государства, но этот выбор ограничен только средствами исполнения решения, а вопрос о возможности исполнения в принципе не стоит: государство уже приняло на себя такое обязательство, ратифицировав Европейскую конвенцию о правах человека.
Неспособность КС устранить противоречия между Конституцией и международными решениями не освобождает государство от обязанности их исполнять, подчеркивается в заключении. В связи с этим Венецианская комиссия призывает российские власти внести изменения в действующий закон о КС – он должен исключать саму возможность неисполнения решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) и, напротив, указывать на обязанность российских властей находить альтернативные способы исполнения. Так, тезис о невозможности исполнения решения предлагается заменить на «совместимость с Конституцией РФ средства исполнения международного решения». Кроме того, должно быть четко установлено, что отдельные меры, изложенные в решениях ЕСПЧ, такие как выплата справедливой компенсации, не могут быть объектом оценки КС. А любые процедуры, связанные с оценкой совместимости, должны обязательно включать в себя человека, который выступал в качестве заявителя перед соответствующим судом или органом, настаивает Венецианская комиссия.
Заключение является промежуточным, поскольку российские власти не смогли провести встречи с докладчиками в декабре – марте 2016 г., уточняет пресс-служба Совета Европы. Если такие встречи будут организованы, окончательное заключение будет подготовлено позже.
История вопроса
Поправки к закону о КС, вступившие в силу в декабре 2015 г., были внесены в Госдуму депутатами от всех четырех фракций и сенатором Андреем Клишасом вскоре после решений Гаагского суда и ЕСПЧ о присуждении России многомиллиардных компенсаций в пользу бывших акционеров ЮКОСа.
Представлявший Россию на заседании Венецианской комиссии полпред Госдумы в КС Дмитрий Вяткин тем не менее уверен, что вопрос закрыт: «Это временное заключение, т. е. выводы экспертов строились на опасениях, что, может быть, КС примет «черно-белое», как они выразились, решение. Но мы коллег успокоили, потому что КС, как показывает многолетняя практика, не выносит однозначно черно-белых решений, напротив – всегда старается подходить взвешенно и рекомендует потенциальные пути разрешения тех или иных конфликтных ситуаций. Решения ЕСПЧ обязательны для исполнения, но с этим никто и не спорит. Однако необходим механизм разрешения коллизий, а они, кстати, есть не только у России, и его под копирку не напишешь, потому что правовые системы у всех разные». В итоге комиссией принято «спокойное, взвешенное решение», полагает Вяткин. Необходимость в корректировке законодательства, по его мнению, отсутствует: закон и сейчас предусматривает возможность исполнения решения полностью или частично, компенсации автоматически не отменяются.
Член бюро Венецианской комиссии Талия Хабриева отмечает «доброжелательную тональность», в которой проходило обсуждение проекта заключения. По ее словам, состоялась довольно развернутая дискуссия, в которой отмечалось, что проблема исполнения решений ЕСПЧ – это проблема многих государств. Отдельные члены комиссии обратили внимание на некоторую противоречивость пунктов заключения: с одной стороны, подтверждается возможность КС выразить правовое мнение о совместимости судебного решения с Конституцией, с другой – предлагается эту норму исключить. Докладчики подтвердили, что анализ проведен в очень сжатые сроки, которые не позволили провести необходимые встречи с российскими властями. Они, кстати, планируются в мае этого года, пояснила Хабриева. Главное – заключение носит промежуточный, временный характер, подчеркивает она, и Россия не признана нарушителем международных обязательств окончательно и бесповоротно.
Продемонстрировать взвешенный подход к разрешению международно-правовых коллизий КС сможет в ближайшее время: на 31 марта, сообщает сайт суда, назначены публичные слушания по запросу Минюста, который касается постановления ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России» от 4 июля 2013 г., – в нем сказано, что действующий в России абсолютный запрет для заключенных голосовать на выборах противоречит Европейской конвенции.