Бомбардировщик Ту-160М2 начнут воссоздавать на советских заделах

Этот проект может стать одной из самых дорогих российских военных программ
Возобновление производства бомбардировщика Ту-160 пока ограничится достройкой трех планеров из советских запасов
Возобновление производства бомбардировщика Ту-160 пока ограничится достройкой трех планеров из советских запасов / Д. Гришкин / Ведомости

Президент Татарстана Рустам Минниханов и президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь объявили в четверг в Казани о реконструкции Казанского авиазавода (КАЗ) им. С. П. Горбунова в рамках программы производства стратегического бомбардировщика Ту-160М2. «В ходе техперевооружения предстоит обновить порядка 40% оборудования цехов основных производств. <...> В истории завода сравнимые по масштабу инвестиции делались несколько десятков лет назад, в советское время. В результате модернизации мы получим, по сути, новый завод», – цитирует Слюсаря пресс-релиз ОАК. По его словам, Ту-160М2 – «это самый сложный проект с точки зрения задействованных технологий, кооперации, интеллектуальных ресурсов за всю постсоветскую историю российского авиапрома».

О решении возобновить производство Ту-160 неоднократно заявляли министр обороны Сергей Шойгу и главком ВКС генерал Виктор Бондарев. Однако, как сообщил «Ведомостям» информированный менеджер ОАК и подтвердил собеседник в Минобороны, на данный момент речь идет лишь о достройке в рамках этого проекта трех планеров Ту-160 по новому проекту Ту-160М2 с полностью обновленной «начинкой». Эти планеры хранятся на КАЗе с советских времен и имеют степень готовности в несколько десятков процентов. О заказе серийного производства с нуля и заключении соответствующего контракта (ранее Бондарев говорил, что без серии не менее чем в 50 машин возобновление производства Ту-160 не имеет смысла) речь пойдет, когда эти три машины будут достроены и испытаны, а это, по реалистичному сценарию, произойдет не ранее начала следующего десятилетия, говорит человек в ОАК. Сейчас началась работа по переводу в цифровой формат конструкторской документации и проектированию новых бортовых систем, которой занимается совместная группа «Туполева», «Сухого», РСК «МиГ», корпораций «Иркут» и «Бериев», входящих в ОАК.

Опыт США

$21 млрд в такую сумму оцениваются разработка и производство 21 опытной и серийной машины перспективного стратегического бомбардировщика B-21. Конкурс на эту машину выиграла компания Northrop Grumman

Ту-160 совершил первый полет в 1981 г. В CCCР планировалось построить 100 машин, до распада Союза было построено 35, 19 из них оказались на Украине, восемь из которых были переданы России в 1999 г. в счет долга за газ. Сейчас на вооружении ВКС России состоит 16 машин, их первое боевое применение состоялось в ноябре 2015 г. в Сирии. Одновременно в России идет проектирование нового стратегического бомбардировщика ПАК ДА, но сейчас рано говорить о дате его первого полета и тем более начала производства, говорит собеседник в ОАК. По его словам, Ту-160М2 можно рассматривать как замену ПАК ДА на среднесрочную перспективу.

Если будет принято решение о серийном производстве Ту-160М2, эта программа потянет на сотни миллиардов рублей и станет одной из самых дорогостоящих в 2020-е гг., сравнимой по стоимости с созданием новых атомных ракетных подлодок проекта «Борей» с ракетами «Булава», говорит директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов. По его словам, эта программа (построено уже три подлодки) стала самой дорогой военной программой с 2000 г. и стоила «не меньше, чем Олимпиада в Сочи».