Норвегия требует привлечь к ответу тех, кто избил журналистов в Ингушетии
Президент Путин поручил МВД разобраться и дать правовую оценку случившемусяОсло ожидает, что виновные в нападении на журналистов и правозащитников в Ингушетии, в том числе на подданного Норвегии, будут привлечены к уголовной ответственности. Это "Интерфаксу" заявил министр - советник норвежского посольства в Москве Улав Туе. "Это ужасное происшествие. Мы ожидаем, что следствие будет проведено подобающим образом", - добавил он.
Вечером 9 марта на границе Чечни и Ингушетии, близ станицы Орджоникидзевской, неизвестные напали на микроавтобус с журналистами, которые участвовали в пресс-туре, организованном Комитетом против пыток. «Микроавтобус был подрезан несколькими легковыми машинами. Выскочившие люди в масках вытащили журналистов и сотрудников КПП на улицу, избили. Микроавтобус подожгли», - говорится в сообщении группы. Среди пострадавших - норвежский журналист Ойстен Винстад из газеты Ny Tid. По словам Улава Туе, пострадавший находится в больнице, его состояние хорошее. "Мы находимся в контакте с нашим подданным, оказываем ему консульскую помощь и стараемся сделать все, чтобы он мог уехать и вернуться в Норвегию", - сказал дипломат.
Председатель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин сказал "Интерфаксу", что норвежец пострадал сильнее всех, потому что, испугавшись расстрела, сопротивлялся попыткам вытащить его из микроавтобуса. "Ему выбили зубы, избили дубинкой, он исколот. И сильный психологический шок", - рассказал правозащитник. Сам журналист рассказал примерно то же в интервью Aftenposten.
По словам Каляпина, пострадавшие в основном не получили тяжких телесных повреждений. "Им оказали медпомощь, сейчас они проходят освидетельствование. У всех состояние стабильное, никого не искалечили, тяжких телесных повреждений ни у кого нет", - цитирует его "Интерфакс". Он добавил, что пресс-секретарю комитета Ивану Жильцову разбили нос и "досталось шведской журналистке". В МВД Ингушетии агентству сообщили, что пострадали восемь человек, из них госпитализированы трое - граждане Норвегии, Швеции и России.
Сейчас правозащитники разыскивают в Ингушетии независимого переводчика, который смог бы помочь в общении с иностранными журналистами. "Проблема сейчас - найти переводчика. Потому что все наши сотрудники либо потерпевшие, либо свидетели", - сказал он.
Каляпин добавил, что будет настаивать на передаче уголовного дела, возбужденного по факту нападения на трассе, в органы СКР Северо-Кавказского федерального округа. Он выразил уверенность, что нападения на микроавтобус и на офис Комитета по предотвращению пыток в Карабулаке совершены "людьми, приехавшими из Чечни". "Они очень похожи на нападения на наш офис в Грозном в декабре 2014 г. и июле 2015 г. Почерк похож", - заявил Каляпин.
"Это абсолютно возмутительно, это абсолютное хулиганство, насколько мы понимаем, опасности были подвергнуты жизни этих людей, это абсолютно неприемлемо, и мы рассчитываем, что правоохранительные органы республики примут самые действенные меры для поиска и нахождения виновных в этом нападении, с тем чтобы должным образом обеспечить безопасность и правозащитников, и представителей СМИ, и этих конкретных, и впредь", - заявил пресс-секретарь президента Путина Дмитрий Песков. Его цитирует "Интерфакс". Узнать реакцию Владимира Путина на случившееся он не успел, но уверен, что президент получил эту информацию. По мнению Пескова, этим случаем должны заниматься как местные, так и федеральные компетентные органы.
Позднее он сказал, что Путин поручил Министерству внутренних дел выяснить все обстоятельства произошедшего и дать этим событиям правовую оценку.
Нападение на журналистов и правозащитников в Ингушетии расследует отдел МВД Сунженского района. Как сообщает "Кавказский узел", дело расследуется по статьям о хулиганстве и об умышленном уничтожении чужого имущества. "По предварительной информации, злоумышленники, очевидно, знали, что правозащитники направлялись в Чечню, поскольку ранее они уже ездили туда неоднократно, и злоумышленники своей хулиганской выходкой непосредственно на административной границе обеих республик таким образом могли остановить очередную поездку правозащитников в Чечню", - отметил источник "Интерфакса". Нападение на офис правозащитников в Карабулаке расследует Назрановский РОВД. По словам Каляпина, нападение на помещение было совершено, когда сотрудников там не было. "Дверь там не выбили, но замок сломали", - добавил он.
В МВД Ингушетии не поступало официального заявления о нападении на офис правозащитников в Карабулаке, но все же управление проверило эту информацию, рассказал ТАСС источник в правоохранительных органах республики. По его словам, Комитет по предотвращению пыток расположил офис в арендуемой частной квартире на втором этаже пятиэтажного дома. "Квартира закрыта, там никого нет. Входная металлическая дверь имеет следы попыток взлома, - сказал собеседник ТАСС. - Попытка взлома наверняка была, но самого проникновения в офис не было".
По словам журналиста "Медиазоны" Егора Сковороды, в нападении на микроавтобус участвовало около 20 человек. Он также рассказал, что 8 и 9 марта за машиной Комитета по предотвращению пыток велась слежка, а в среду за ней следовал автомобиль с чеченскими номерами. Чеченский след в нападении увидел и представитель организации «Репортеры без границ» Йоханн Бир. Он еще 9 марта в интервью "Коммерсанту" связал нападение с недавними громкими заявлениями главы Чечни Рамзана Кадырова против его критиков, с безнаказанностью предыдущих нападений и с последствиями закона об иностранных агентах.
В течение последних суток на территории Чечни "не зарегистрировано никаких происшествий с журналистами и правозащитниками", заявил "Интерфаксу" пресс-секретарь Кадырова Альви Каримов. Он добавил, что "высказывания Бира свидетельствуют, что он не владеет ситуацией и не располагает достоверной информацией, поэтому в резкой и безответственной форме говорит абсурдные вещи". "Чечню систематически посещают журналисты со всех концов планеты. Абсолютно никто не чинит им никаких препятствий при выполнении профессиональных обязанностей. А заявление господина Бира не способствует установлению истины, оно политизировано и является продолжением взятого на Западе курса тиражирования лжи и клеветы в адрес главы ЧР", - добавил он.
В июне 2015 г. было совершено нападение на офис Комитета против пыток в Грозном, офис был разгромлен. В декабре 2014 г. его же подожгли. Расследование инцидентов не привело ни к каким результатам.