Военные действия Турции против курдов могут угрожать перемирию в Сирии

Но США и НАТО будут ограничивать активность Анкары, считает эксперт
В Сирии вступил в силу режим прекращения огня
В Сирии вступил в силу режим прекращения огня / Валерий Шарифулин / ТАСС

Режим прекращения огня в Сирии, о котором 22 февраля объявили президенты России и США и с которым позже согласились представители сирийского руководства и оппозиционеры, вступил в силу в ночь на субботу 27 февраля. Прекращение огня не распространяется на террористические организации, обозначенные ООН, в частности на «Исламское государство» (ИГ) и «Джабхат-ан-Нусру» (обе группировки запрещены в России). Если перемирие удастся сохранить в течение недели, то 7 марта правительство и оппозиционеры Сирии начнут переговоры о дальнейшем политическом урегулировании конфликта.

В субботу начальник Главного оперативного управления российского Генштаба Сергей Рудской заявил на брифинге в Москве, что Воздушно-космические силы России в этот день приостановили полеты с целью создания условий для выполнения соглашения о прекращении огня. По словам генерала, в специальный российский центр по примирению поступило множество сообщений от группировок, желающих присоединиться к перемирию, в отношении примерно 30 таких группировок численностью более 6000 человек такое решение принято и о местах их дислокации сообщено американским военным, от которых также для сверки получена карта с расположением подпадающих под соглашение сил оппозиции. При этом боевые действия сирийской армии против ИГ продолжаются, а в воскресенье Минобороны России подтвердило сообщение сирийских курдов о том, что отряды ИГ напали на подконтрольный курдам город Тель-Абьяд с помощью турецкой армии, обстрелявшей через границу курдские отряды.

Стаффан де Мистура
Спецпосланник ООН по Сирии

Будем надеяться, что перемирие сработает, ведь это самый большой шанс, который сирийцы получили за пять лет, для того чтобы наконец увидеть что-то похожее на мир.

Делать поспешные выводы по итогам первых дней перемирия не стоит, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Ирина Звягельская: «В Сирии идет затяжная многофакторная война, которая, с одной стороны, имеет все признаки гражданской войны, а с другой – налицо вмешательство внешних сил, как региональных, так и глобальных. Здесь сталкиваются настолько разные интересы, что перемирие не может не быть хрупким, главное сейчас – не поддаваться на провокации». Провокаций можно ожидать как со стороны группировок, которые очень фрагментированы и между ними много конфликтов, так и со стороны Турции, говорит эксперт: «Консенсус о необходимости перемирия со стороны США и России – очень редкий случай на фоне наших сложных отношений, при этом должны быть поставлены пределы активности региональных игроков, в частности Турции, которая заявляла о своей готовности преследовать свои национальные интересы несмотря ни на что, и это может привести к разносу перемирия в Сирии. Такие заявления не соответствуют интересам США и НАТО, поэтому к действиям Турции они относятся без энтузиазма и ограничивать ее активность, видимо, будут именно они».