Президенты Владимир Путин и Барак Обама объявили о перемирии в Сирии

Но это еще не гарантия мира и нормализации отношений
Возможность перемирия три дня назад исключал даже президент Сирии Башар Асад
Возможность перемирия три дня назад исключал даже президент Сирии Башар Асад / Omar Sanadiki / REUTERS

В понедельник Россия и США приняли совместное заявление о перемирии в Сирии с полуночи 27 февраля по местному времени. Согласно опубликованному на сайте Кремля документу до 26 февраля группировки сирийской оппозиции, которые хотят присоединиться к перемирию, должны уведомить об этом США и Россию, а российские и американские военные отметят на картах районы их расположения. Эти группировки, а также сирийская армия и ее союзники, Воздушно-космические силы России и возглавляемая США коалиция по борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещенная в России организация), обязуются не атаковать районы, подконтрольные другой стороне, и не предпринимать иных действий по расширению своего территориального контроля. Стороны также обязуются обеспечить доставку гуманитарной помощи.

Под перемирие не подпадают ИГ, являющаяся частью «Аль-Каиды» группировка «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в России) и другие террористические группировки, определенные Советом Безопасности ООН (их список не опубликован), – по ним удары наносить можно. Для контроля за перемирием будут созданы рабочие органы и линии связи с участием российских и американских военных. Достижению договоренностей, о которых объявил Путин в специальном телеобращении, предшествовали переговоры министра иностранных дел Сергея Лаврова и госсекретаря Джона Керри, встреча министра обороны Сергея Шойгу с руководством Ирана, а также телефонные переговоры Путина и Обамы.

Если России и США, несмотря на очень плохие отношения, удается договориться по Сирии, значит, «мы остаемся договороспособными, значит, с обеих сторон есть стремление прекратить это и понимание, как это опасно», говорит Ирина Звягельская из Института востоковедения РАН. «Это очень обнадеживает – таких сигналов давно не было, но это не значит, что характер отношений сейчас начнет меняться в целом, – не начнет, это касается лишь конкретных вопросов, которые стороны считают важными», – добавляет председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.

Поддерживаемая Саудовской Аравией оппозиция «согласна ответить положительно на международные усилия по достижению прекращения огня» в Сирии при условии снятия осады сирийских городов, освобождения заключенных, прекращения бомбардировок мирного населения и доставки гуманитарной помощи, передал в понедельник ТАСС со ссылкой на AFP. Во вторник о согласии «остановить боевые действия на основе продолжения военных усилий против терроризма <...> в соответствии с российско-американской договоренностью» заявил и МИД Сирии, сообщило сирийское информагентство Sana. В тот же день президент Сирии Башар Асад назначил на 13 апреля досрочные парламентские выборы.

Определение «умеренных» группировок будет сложной задачей, особенно в граничащей с Турцией провинции Идлиб (западнее Алеппо), говорит человек, близкий к Минобороны России: многие группировки с «умеренными» флагами воюют совместно с «Джебхат ан-Нусрой», а некоторые протурецкие группировки «умеренной» «Сирийской свободной армии» уже заявили, что продолжат войну не только с сирийской армией, но и с курдами. «Кто эта сирийская оппозиция – это вообще самый большой секрет, ведь там до 100 отрядов, которые занимают разные позиции, а некоторые еще и названия меняют», – отмечает директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин.

С военной точки зрения наступление сирийской армии не решило главной задачи – перекрытия границы с Турцией – и через эту границу продолжится накачка оппозиции оружием и боевиками, опасается полковник запаса Виктор Мураховский. Тем не менее российская операция уже привела к тому, что непосредственная угроза поражения сирийского правительства отпала, полагает он.

Если перемирие все же наступит, это станет серьезным прорывом и первым шагом на длинном пути к выходу из конфронтации, полагает Звягельская. Вопрос в том, смогут ли укрепиться «на земле» те силы оппозиции, которые заинтересованы в политическом процессе, говорит она: «Все будет зависеть от того, насколько США и России удастся оказать воздействие на оппозицию и правительство, чтобы они делали все для соблюдения перемирия».

Путин и Обама ставят на кон свой авторитет, подчеркивает член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Он считает принятое решение позитивным сигналом, но одновременно «хрупким» и не гарантирующим результата в том числе потому, что «есть масса охотников его сорвать»: на Ближнем Востоке много игроков со своими интересами.

Еще один важный пункт – судьба Асада, который уже объявил выборы и намерен остаться, но в этом случае гражданская война продолжится, уверен Малашенко.

Телеобращение Путина говорит о том, что Россия придает соглашению большое значение, считает эксперт Российского совета по международным делам Юрий Бармин. Но то, что Асад, похоже, принимал минимальное участие в его разработке (три дня назад он заявил, что перемирие невозможно), что оппозиционные группы перемешаны и многие из них сотрудничали с «Ан-Нусрой», что в последние дни армия Асада потеряла ряд важных путей вокруг Алеппо, – все это предвещает новые инциденты, которые в любой момент могут перерасти в очередную эскалацию, говорит эксперт.

Москва играет одну из определяющих ролей в урегулировании этого конфликта, напоминает человек, близкий к МИД России. Для Москвы сейчас нужно прекратить войну хотя бы потому, что это будет сделано на новых условиях, когда позиции Асада сильно укрепились, говорит он. По его мнению, Обама хочет войти в историю как миролюбивый лидер – отсюда налаживание отношений с Кубой, вывод войск из Афганистана и Ирака. Но достаточно ли желания России и США для успеха – большой вопрос, резюмирует он.