Перемирие в Сирии обещано, но вряд ли состоится
Урегулированию конфликта мешают интересы слишком многих игроков, поясняют экспертыМодальности перемирия в Сирии будут разработаны группой под сопредседательством России и США, сообщили в пятницу главы внешнеполитических ведомств Сергей Лавров и Джон Керри. Лавров в субботу оценил вероятность прекращения огня в 49% и заявил, что, поскольку оно не будет распространяться на боевиков «Исламского государства» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусры» (запрещены в России), российские ВКС «будут продолжать работать против этих организаций».
Между тем ситуация в Сирии пока лишь обостряется. В субботу турецкая артиллерия нанесла удар по позициям правительственных войск Сирии, сообщает агентство «Анадолу» со ссылкой на военных, подчеркивая, что это был ответ на минометный обстрел. Премьер Турции Ахмет Давутоглу подтвердил, что турецкие силы атаковали позиции сирийских курдов вблизи города Азаз. В воскресенье глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр подтвердил прибытие саудовских самолетов на турецкую базу Инджирлик близ границы с Сирией. Помимо этого ОАЭ и Саудовская Аравия готовы отправить спецназ в район сирийской Ракки в рамках антитеррористической кампании США, сообщил глава Пентагона Эштон Картер.
Башар Асад слаб, и никаких перспектив у него нет. Он уйдет – не сомневайтесь в этом – либо в ходе политического процесса, либо его уберут при помощи силы.
В лучшем случае можно говорить о снижении интенсивности боевых действий в Сирии, мировые державы понимания уже достигли, считает ассоциированный эксперт Chatham House Николай Кожанов: «И США, и Россия исходят из принципа «слава богу, что разговариваем» и чудес от перемирия не ждут, рассматривая его скорее как базу для будущего урегулирования. Поэтому перемирие направлено на региональных игроков, а заморозка нынешнего положения, при котором конфликт может выплеснуться за пределы Сирии, была единственным правильным решением». Наступление армии Асада на Алеппо и повышение военной активности Турции и стран Персидского залива завело ситуацию в тупик, считает эксперт: «Личностный фактор и эмоции играют большую роль в принятии решений турецкого, саудовского, а часто и российского руководства. Страшный сон турок – контроль курдами сирийской границы, которая важна для них так же, как юго-восток Украины для Москвы, а саудиты хотят спасти свои инвестиции в виде поддержки некоторых группировок».
Турки и саудиты всего лишь бряцают оружием, но на серьезные действия не пойдут, ведь цена военного поражения слишком высока, считает Андрей Чупрыгин из Школы востоковедения НИУ ВШЭ: «Турки – хорошие вояки, но тягаться с российским вооружением пока не могут, а США их не поддержат. У саудитов неплохой спецназ, но пока они даже с йеменскими оборванцами не могут справиться». Если силы турок и саудитов пойдут в Сирию, то могут столкнуться с силами Асада, а значит, и с российской авиацией, что может перерасти в серьезный военный конфликт, но вероятность этого низка, считает Чупрыгин. Ракка – неофициальная столица халифата, в случае ее взятия можно объявить победу над ИГ, поэтому все стороны считают этот город своей главной целью, напоминает эксперт.