Россия и НАТО «скатились во времена новой холодной войны» – Медведев

Примером для сближения премьер назвал встречу патриарха Кирилла и папы римского Франциска
Медведев констатировал проблему коммуникации между Западом и Россией
Медведев констатировал проблему коммуникации между Западом и Россией / Е. Разумный / Ведомости

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в своей речи на Мюнхенской конференции по безопасности заявил о том, что спустя 25 лет Россия и Запад вновь "скатились во времена новой холодной войны", и предостерег от того, чтобы двигаться дальше по этому пути. Шанс вернуть доверие еще есть и нужно двигаться по этому пути, отметил он.

Те угрозы и проблемы, о которых в 2007 г. в своей речи говорил президент Владимир Путин, не были сгущением красок, заявил Медведев. Он отметил, что встретился с Путиным перед поездкой в Мюнхен, чтобы «обсудить его выступление здесь [на Мюнхенской конференции по безопасности]. Картина даже более серьезная и драматичная, сказал российский премьер, обратив внимание на события последних лет.

Отношения Европы и России испортились, затормозился рост экономики, «на Украине идет гражданская война», обострились конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке, миграционный кризис, перечислял он.

Диалог о будущей архитектуре евроатлантической безопасности, о глобальной стабильности, о региональных угрозах необходим, но по многим направлениям он прерван, что признают с обеих сторон, уточнил Медведев. НАТО продолжает недружественную политическую линию в отношении России. «Чуть ли не ежедневно нас объявляют самой страшной угрозой то для НАТО в целом, то отдельно для Европы, то для Америки и других стран. Я иногда думаю: мы в 2016 г. сегодня или в 1962-м?» - обратился с вопросом к участникам конференции Медведев.

Реальные угрозы «в нашем маленьком мире» совсем другие, отметил он. Сейчас это вопросы устойчивого экономического развития, проблемы неравенства и преодоления бедности, беспрецедентная по масштабу миграция, новые формы терроризма, региональные конфликты, в том числе внутриевропейские, например Медведев упомянул Украину, Балканы и Молдавию. Терроризм и экстремизм «потеряли абстрактный характер» и теперь представляют реальную угрозу для миллионов людей.

Медведев озвучил «пять тезисов о безопасности». В сфере экономики российский премьер упомянул отход от традиционной парадигмы в международных экономических отношениях, когда политическая целесообразность стала брать верх над экономическим расчетом. Кроме того, он упомянул практику «одностороннего экономического давления» - введения санкций. Делается это произвольно, «зачастую с нарушением международного права», что «расшатывает основы» функционирования международных экономических организаций, включая ВТО.

Медведев назвал санкции «дорогой в никуда»: "Всем будет только хуже, не сомневайтесь". Вместо них нужно укрепление новой глобальной системы, сочетающей принципы эффективности, рыночной справедливости, открытости.

Следующий пункт, по мнению Медведева, стал следствием предыдущего - появление конфликтов, в том числе региональных, как следствие кризиса модели экономического развития. «Пояс друзей» стал, по мнению Медведева, не гарантией безопасности для Европы, а «зоной отчуждения». Отсюда конфликты на Украине, в Молдавии, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, включая Ливию и Сирию.

Говоря об Украине, Медведев отметил позитивную роль «нормандского формата» как инструмента выхода из кризиса и конструктивную роль Франций в нем. Диалог с Парижем и по другим острым международным проблемам, по словам Медведева, никогда не прерывался. При этом российский премьер возложил вину за отсутствие прогресса на «киевские власти» - в их полномочиях выполнять политические и юридические обязательства. Они не согласовывают необходимые элементы децентрализации с мятежными регионами Донбасса, приняты «так называемые переходные положения». Медведев обозначил претензии по отношению к закону о местных выборах. У президента и премьера Украины «нет воли» этим заниматься и это «всем очевидно», резюмировал он. Россия же готова и дальше проявлять «разумную гибкость» в исполнении минских соглашений.

Медведев упомнянул и Сирию. Россия не занимается там решением каких-то специальных задач, кроме объявленных: "обеспечением своих национальных интересов», сказал Медведев, попросив «не пугать никого наземной операцией» (такую возможность озвучили США и их союзники по коалиции в борьбе с "Исламским государством" (запрещенная в России организация. - «Ведомости»)). Главная задача, по словам российского премьера, - сохранить единую Сирию, не допустить ее распада.

Следующий пункт - борьба с терроризмом, против которого международное сообщество до сих пор не может объединиться. В том числе прекращено взаимодействие по линии спецслужб, что выгодно для ИГ. «Даже наши недоброжелатели признают, что при всех разногласиях антитеррористическое уравнение без России - не решается», - заявил Медведев.

Большинство этих вызовов - не продукт сегодняшнего дня, они появились давно и не были инициированы Россией, призвал быть честными Медведев. Реагировать на них мировое сообщество до сих пор так и не научилось. Либо тратить силы на сдерживание соседей, либо обратить энергию против истинного зла, сказал Медведев. Шанс объединиться против настоящих вызовов все еще существует: «Восстановление доверия, без которого невозможно выстроить прочную систему безопасности, - нелегкое дело». Сколько потребуется времени для этого, сказать трудно, но необходимо начинать этот процесс, завершил свое выступление Медведев.

По мнению премьера, примером для сближения России и Запада является состоявшаяся накануне первая встреча патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска. "Есть ли у нас всех шанс наконец объединиться, чтобы ответить на вызовы, о которых я только что говорил? Уверен, да. Только вчера мы видели яркий пример религиозного порядка - того, как начинается движение друг к другу", - подчеркнул он. При этом Медведев напомнил, что до этого две христианские церкви не общались столетиями (цитата по "Интерфаксу").