Масштабное турецкое вторжение в Сирию маловероятно
Оно несет для Турции и президента Эрдогана слишком много рисков, полагают экспертыЛояльные президенту Сирии Башару Асаду войска существенно продвинулись в своем наступлении в провинции Алеппо в понедельник, что усилило опасения о возможности турецкого вторжения в Сирию. «О таких вещах не говорят. Вы делаете то, что требуют от вас обстоятельства. В настоящее время наши силы безопасности готовы ко всем возможным сценариям развития событий», – заявил президент Турции Реджеп Эрдоган во время своего визита в Эквадор в ответ на вопрос, может ли Турция предпринять силовые действия.
Действия коалиций под эгидой США, Саудовской Аравии или других государств в Сирии нелегитимны, напоминает председатель комиссии международного права Российской ассоциации содействия ООН Аслан Абашидзе: «С правовой точки зрения существует только два случая, когда применение силы на территории другого государства оправданно: резолюция СБ ООН или приглашение легитимным правительством, как это было в случае России. Все остальные действия не имеют под собой никаких правовых оснований». Операции других государств в Сирии, например США, могут считаться агрессией, однако обращаться в СБ ООН сирийскому правительству не имеет смысла, так как США наложат вето, считает Абашидзе: «СБ ООН не рассчитан на ситуации, когда интересы постоянных членов настолько расходятся».
Мы должны видеть горизонт. Ситуация в Сирии может развиваться в таком же русле лишь некоторое время. Перемены неизбежны.
Тем не менее начало наземной операции со стороны Турции в Сирии маловероятно, считает заведующий отделом евразийской интеграции Института стран СНГ Владимир Евсеев. По его словам, войска Асада по результатам наступления в понедельник находятся уже в 16 км от турецкой границы и перекрыли два основных пути снабжения повстанцев в районе Алеппо. Турецкая армия, которая является наиболее боеспособной в регионе, для масштабного вторжения на территорию Сирии не готова, считает эксперт: «У турок нет сильной ПВО и армия не может обеспечить себе авиационное прикрытие, которое сравнилось бы с российским, значит, это будет делать артиллерия, а в зависимости от калибра речь идет максимум о дальности в 30–35 км. Это дает возможность осуществить только локальное наступление, однако заходить глубоко на территорию Сирии будет для турок слишком рискованно. Они не смогут надолго удержать даже эти территории, потому что существует угроза начала партизанской войны, особенно на курдских территориях». При эскалации конфликта вооружение армии Асада может через сирийских курдов попасть на территорию Турции, где в настоящее время продолжаются столкновения с боевиками Рабочей партии Курдистана, напоминает эксперт. «Позиции Турции в Сирии обнулятся, турецкие военные это понимают и отговаривают Эрдогана от вторжения. Такая операция может стать крестом на его политической карьере, и интервенция в Сирию для Турции будет иметь более тяжелые последствия, чем для США», – говорит он. Саудовская Аравия завязла в конфликте в Йемене и смогла бы задействовать в Сирии ограниченные силы, а США в связи с предвыборной кампанией никаких масштабных действий на земле предпринимать не будут, считает Евсеев.