Праймериз «Единой России» могут привести к внутриэлитным конфликтам
Политтехнологи обсудили риски и опасности сентябрьских выборов в ГосдумуОсобенности и тенденции выборов в Госдуму в 2016 г. обсудили в четверг участники пресс-конференции Российской ассоциации политических консультантов.
Одним из катализаторов внутриэлитных конфликтов могут стать праймериз "Единой России", заявил политтехнолог Евгений Минченко. Велик риск оттока проигравших на предварительных выборах в другие партии, федеральные бизнес-группы предпочтут раскрученные бренды с высокой вероятностью прохождения избирательного барьера, а праймериз будут отпугивать бизнес от инвестиций в «Единую Россию», поэтому для партии возникают финансовые риски, полагает эксперт.
Вместо одной предвыборной кампании будет две, праймериз дают возможность заявить о себе несистемным бизнесменам, часть из которых может пойти своим путем и захотеть все "купить", отметил политконсультант, профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев. По его мнению, недовольство предварительными выборами со стороны проигравших кандидатов будет носить массовый характер. Ситуация усугубляется тем, что их проводят только единороссы, которые ставят себя в очень неудобное положение, считает Матвейчев: бизнесменам теперь легче идти к эсерам или коммунистам, а значит, у тех прибавится денег, постепенно становится партией олигархов КПРФ, где много людей с серьезным доходом, и этот процесс будет только нарастать. Единороссы же поставили себе задачу препятствовать прохождению бизнеса в политику, а власть постоянно напоминает, что политика одно, а бизнес – другое. Чтобы минимизировать риски для всех, можно скорректировать закон о политических партиях и сделать процедуру праймериз обязательной для всех партий, предложил Матвейчев.
Такие риски существуют, но они в целом осознавались, как осознавались и риски, связанные с запретом участвовать в выборах для ранее судимых политиков, - что некоторые из них сильны, опытны и могут уйти к конкурентам, отмечает политолог Михаил Виноградов. Но многое будет зависеть от того, станет ли для бизнесменов привлекательным думский мандат и не воспримут ли они политику единороссов как сигнал, что в будущей Думе бизнесменов целенаправленно будут оставлять на периферии и они не смогут даже компенсировать понесенные затраты, полагает он. В первую очередь механизм праймериз даст единороссам дополнительных избирателей, которых они "купят" на этой стадии и которые придут голосовать и в сентябре, опасается эсер Александр Бурков. По его мнению, праймериз - хорошая вещь, но дьявол кроется в деталях: "Не исключено, что мы сможем получить дополнительный ресурс в виде людей, но гораздо больше волнуют возможные махинации".
В числе других актуальных рисков будущей кампании Минченко назвал конкуренцию внутри "Политбюро 2.0" (ближний круг президента Владимира Путина), поскольку с момента думских выборов 2011 г. произошли серьезные подвижки в ближайшем окружении президента и в элитных группах. Перераспределение этих групп влияния будет вести за собой и их перераспределение в парламенте, полагает эксперт. Среди новых рисков Минченко отметил борьбу отраслевых лобби, конкуренцию регионов, выборы губернаторов, которые могут стать референдумами по недоверию главе региона, и недовольство местных элит губернаторами из других регионов. Опасность несут и риски борьбы федерального бизнеса против местного и «промысловиков» против бюрократов (например, дальнобойщиков против системы «Платон»).
Электоральный юрист Татьяна Лушникова раскритиковала законопроект о наблюдателях, принятый Госдумой в первом чтении и снижающий их количество до двух человек. Впервые ограничиваются категории населения, которые могут стать наблюдателями, этот закон – начало заката эпохи профессиональных наблюдателей, потому что ездить из региона в регион больше будет нельзя, отметила Лушникова. Норма об ограничении количества наблюдателей приведет к кооперациям – партиям придется доверять друг другу и учиться договариваться.
Политтехнолог Петр Быстров оценил средний бюджет на избирательную кампанию победителя по одномандатному округу в 100 млн руб., отметив, что в конкурентных округах эта сумма может достигать и 150 млн. Лимиты избирательных фондов должны быть увеличены, но этого сделано не будет, так как все эти ограничения, в том числе и законодательные, позволяют отсекать кандидатов, чье участие нецелесообразно по мнению власти, отметил Быстров.