Списки оппозиции для переговоров по урегулированию в Сирии не удается согласовать

Возможно, в Женеву приедут две делегации
В «список Москвы» вошло 38 представителей оппозиции
В «список Москвы» вошло 38 представителей оппозиции / А. Гордеев / Ведомости

В понедельник станет ясно, кто будет представлять оппозицию на межсирийских переговорах о мирном урегулировании в Женеве, которые предварительно были намечены на 25 января. Об этом сообщит спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура. Существует два списка оппозиции – «список Москвы», разработанный МИД России в октябре, в него вошло 38 представителей оппозиции, которые участвовали в консультациях в Москве и Каире. Другая часть сирийской оппозиции, непримиримо относящейся к режиму Башара Асада, сформировала свой список по результатам конференции в саудовской столице Эр-Рияде 10 декабря. В субботу агентство Bloomberg со ссылкой на дипломатические источники сообщило, что Мистура может пригласить в Женеву две отдельные делегации оппозиции.

Повестка переговоров

В Женеве планируется обсудить установление перемирия, формирование переходного правительства, принятие новой конституции и проведение всеобщих выборов.

Разрозненность оппозиции является главным препятствием и для выработки одного списка, и для дальнейшего урегулирования, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин: «В Сирии сейчас более 100 различных группировок, которые борются против Асада, их очень сложно привести к единому знаменателю. Чем больше оппозиционных групп приедет на переговоры, тем лучше, ведь оппозиция будет более представительной. То, что некоторые группы уже отказались от переговоров с Асадом и не приедут, плохо, ведь они будут исключены из переговорного процесса». «В списке Эр-Рияда есть несколько террористических организаций, например «Джейш аль-Ислам», которая близка к «Аль-Каиде», или «Ахрар аш-Шам», которая обстреливала жилые районы Дамаска. Их снабжают Саудовская Аравия и Катар, Россия же добивается мирного политического урегулирования, а не поощрения террористов. Как можно называть экстремистов умеренными?» – считает бывший посол России в нескольких арабских странах Вениамин Попов. «Москва не имеет права навязывать собственный список оппозиции, потому что она действует в интересах режима Асада. Там много случайных людей, часть списка – сфабрикованная оппозиция, которая будет поддакивать правительству», – сказал «Ведомостям» представитель оппозиционного Сирийского национального совета Махмуд Хамза. Он считает, что только в «списке Эр-Рияда» есть представители как политической, так и военной оппозиции, при этом все они выступают за устранение Асада. «Народ Сирии против Асада, он будет воевать еще пять лет, если понадобится», – добавляет Хамза.

Опрошенные эксперты сомневаются, что от переговоров в Женеве стоит ожидать существенных результатов. «Даже если переговоры все-таки пройдут, то переломными они точно не станут. В Сирии целый клубок интересов внутренних и внешних игроков, в ближайшее время найти общую платформу, которая устроила бы всех, не удастся», – считает Сажин. «На переговорах будет масса подводных камней, однако сирийцам нужно думать о том, как спасти то, что осталось от страны, а не о том, как понравиться другим странам», – полагает бывший посол. «Никакой сделки не будет, Асад не пойдет на компромисс, потому что он хочет только полной победы. Распад Сирии станет историческим преступлением со стороны великих держав», – считает Хамза.