Минюст считает политической деятельностью оценку решений и политики органов власти
Так же ведомство трактует публикацию соцопросов; «это все, что не согласовано с госорганами», иронизируют в НКОМинюст предлагает относить к политической деятельности организаций "распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, оценок принимаемых государственными органами решений и проводимой ими политики". Это следует из поправок в закон об НКО, в которых ведомство уточняет понятие политической деятельности. Также к такой деятельности министерство предлагает относить действия, направленные "на формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения и обнародования опросов общественного мнения или иных социологических исследований".
Поправки в закон об НКО Минюст разработал во исполнение поручения президента Владимира Путина от 27 ноября 2015 г., говорится в пояснительной записке к документу, который выложен на портале правовой информации. Из нынешней редакции закона следует, что НКО, которые занимаются политической деятельностью и получают финансирование из-за рубежа, получают статус иностранного агента. Общественники указывали, что понятие политической деятельности в законе слишком расплывчато, так что на практике иностранными агентами признаются, например, в том числе экологи или организации, выступающие против пыток. По действующему закону об НКО политической деятельностью считается проведение политических акций в целях воздействия на принятие госорганами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также участие НКО в формировании общественного мнения. После жалоб правозащитников Путин поручил уточнить это понятие первому замглавы администрации президента Вячеславу Володину и министру юстиции Александру Коновалову.
Минюст считает, что политическая деятельность осуществляется в следующих сферах: госстроительство и федеральное устройство, обеспечение суверенитета и территориальной целостности России, обеспечение законности, правопорядка, безопасности, оборона страны, внешняя политика, целостность и устойчивость политической системы, социально-экономическое и национальное развитие страны, функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, регулирование прав и свобод человека и гражданина.
В поправках прописаны и формы, в которых, по мнению Минюста, осуществляется политическая деятельность. Это организация и проведение публичных акций и собраний, в том числе уличных, организация и проведение публичных дискуссий и выступлений. Затем ведомство называет участие "участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, в формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий". Также это публичные обращения к органам власти, их должностным лицам и иные действия, "оказывающие влияние на их деятельность, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных правовых актов". Под четвертым и пятым номером в перечне следуют уже упомянутые распространение оценок решений и политики госорганов и публикация результатов соцопросов. Шестой пункт - "вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность", седьмой - "финансирование указанной деятельности".
"К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества", при условии если эта деятельность не затрагивает перечисленные выше сферы политической деятельности.
Совет по правам человека, который инициировал уточнение понятия политической деятельности, в понедельник проведет заседание комиссии по НКО, на котором обсудит новое определение, говорит член СПЧ Елена Тополева-Солдунова. По ее словам, они посмотрят, оказались бы в реестре иностранных агентов НКО все те, кто там сейчас находится, если бы это определение действовало. Кроме того СПЧ планируется обсудить подготовку специального заседания, где также обсудят поправки в закон.
Минюст предлагает семь форм политической деятельности, которые власти считают недопустимыми, говорит правозащитник Павел Чиков: «Такая конкретизация создает рамочный подход, под который потом можно увеличивать круг субъектов. Например, закон можно распространить на СМИ, коммерческие организации». По словам Чикова, Минюст формирует механизм, который можно будет использовать для преследований. Он ожидает, что дальше это понятие будет криминализировано, состав преступления будет введен в Уголовный кодекс: «Например, будет злостное осуществление политической деятельности. И окажется, что у нас уже есть определение этого – к примеру, неоднократно проведенный телефонный опрос».
Можно было написать проще: «политическая деятельность - это все, что не согласовано с госорганами», говорит председатель "Комитета по предотвращению пыток" Игорь Каляпин. По его словам, Минюст включил в определение все то, что они уже считали политической деятельностью. Он напоминает, что президенту неоднократно говорили, что закон нельзя исправить, «его уже три года совершенствуют, а он с каждым разом становится все хуже». «Однако это определение не относится к организациям, созданным с государственным участием. Такой организации можно делать все – и получать иностранное финансирование, и заниматься политической деятельностью. А если организация работает без чиновников и критикует власть, то любая ее деятельность становится агентской», - говорит Каляпин.